Электронное учебное пособие "Теория обучения и воспитания. Педагогические технологии"

 

  Тема 1 «Целостный учебно-воспитательный процесс»

Цель:

  • познакомить студентов с различными трактовками понятия воспитания;

  • рассмотреть виды и направления воспитания;

  • ознакомить студентов с различными подходами к определению целей и содержанию воспитания.

План теоретического материала

  1. Понятие и сущность воспитания.

  2. Воспитательный процесс и его сущность.

  3. Понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики.

  4. Цель воспитания как педагогическая проблема.

  5. Многообразие целей воспитания.

  6. Виды и направления воспитания.

  7. Основные выводы.

Понятие и сущность воспитания

Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. В свою очередь развитие поколений немыслимо без воспитания, этого как социального, так и педагогического явления. Воспитание так же древне, как и само человечество и оно будет существовать до тех пор, пока есть люди. В этом смысле воспитание – вечная категория.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным (питают своим молоком млекопитающие).

Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание», в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и «усвоение» того, что выработано культурой.

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. В педагогике традиционно понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. Первым определил воспитание в широком и узком смысле К.Д. Ушинский в книге «Предисловие к «Педагогической антропологии»».

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества (известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы).

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:

  1. освоить опыт предыдущих поколений;

  2. обогатить и приумножить этот опыт;

  3. передать его следующему поколению.

История знает случаи, когда опыт терялся, «река жизни» воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры. Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Воспитание появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, Нового времени, современной). Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений (воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для воспитания). Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который определяет направленность воспитания, цели, содержание и формы.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил  (общественных институтов) успех воспитания может быть достигнут только путем координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов.

Таким образом, воспитание в социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений и охватывающий весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание понимается как воспитательная работа (процесс и результат), целью которой является формирование системы определённых взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Центральное понятие «воспитание» имеет целый ряд педагогических терминов, обозначающих явления, находящиеся рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий, прежде всего, необходимо выделить: формирование, становление, социализация. Таким образом, в процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности (то есть переход её на некий новый уровень), самоопределение личности (осознанная ответственность за свои поступки), формирование новообразований (формирование новых качеств личности), а также интеграция личности. Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, культурного, экономического, этнического, конфессионального состояния общества.

Отметим также термин «становление», отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Понятием, которое отражает бесконечность изменения личности под воздействием всех жизненных и социальных факторов, является «формирование». Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием. Перевоспитание – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.

Воспитательный процесс и его сущность

К.Д. Ушинский писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то она обычно ассоциируется с определенным воздействием на формирующуюся личность, также воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Эти определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность педагога, воспитателя. Между тем само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным.

Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. При этом воздействие нельзя сводить к различным формам внешнего понуждения, «проработкам» и морализированию.

В философии воспитание определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности». Для педагогики важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, от характера ее направленности, что в совокупности принято называть отношением к действительности.

Анализ определений понятия «педагогический процесс», имеющихся в отечественной педагогической литературе, позволяет сформулировать педагогический процесс как систему, в которой воедино на основе целостности и  общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения  подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами  их протекания (И.П. Подласый); целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания (М.А. Данилов); движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является термин «учебно-воспитательный процесс». Этот процесс представляет собой совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учащихся. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют и свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы.

Воспитательный процесс – целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитательный процесс развивается и усложняется по мере развития и совершенствования общественных отношений. В историческом плане он функционировал на уровне племени, рода (общины), семьи. С возникновением государства и религии из разрозненных систем воспитания складывается то, что уже можно характеризовать как педагогический процесс. Как педагогические (воспитательные) процессы можно характеризовать воспитательные системы Древнего Египта, Спарты, Афин, Китая и других рабовладельческих государств.

Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Воспитательный процесс имеет следующие особенности: целенаправленность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность и неопределенность результатов, воспитание как взаимодействие, двусторонний характер воспитания.

Воспитательный процесс не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Выделяют факторы воспитания объективные и субъективные. К объективным факторам относятся:

  1. Генетическая наследственность и состояние здоровья человека.

  2. Социальная и культурная принадлежность семьи.

  3. Обстоятельства биографии.

  4. Культурная традиция, профессиональный и социальный статус.

  5. Особенности страны и исторической эпохи.

  6. Социальная среда.

  7. Деятельность (игра, учение, труд, общение).

  8. Субъективными факторами воспитания являются:

    1. Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и интересы воспитателя и воспитанника.

    2. Система отношений с социумом.

    3. Организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений, всего общества.

    4. Осмысление своего «Я».

    Воспитательный процесс имеет несколько стадий: овладение знаниями норм и правил поведения; формирование убеждений; формирование чувств; формирование поведения.

Понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

  • описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

  • разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, образовательные технологии, направленные на более эффективное личностное развитие обучающихся.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.

Под дидактической системой (от греч. sistema — целое, составленное из частей, соединение) понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактическая система характеризуется внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие этих структур позволяет выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: систему (дидактику) И. Гербарта, дидактическую систему Д. Дьюи и современную систему.

Немецкий философ и педагог И. Гербарт, критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему Я. А. Коменского, создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание, по его мнению, должно основываться на следующих этических идеях:

  • совершенства, определяющего направление, область и силу устремлений личности;

  • доброжелательности, обеспечивающей согласование и подчинение собственной воли воле других;

  • права, предупреждающего нарастание конфликтов между людьми;

  • справедливости, налагающей обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;

  • внутренней свободы, позволяющей согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями.

Дидактическую систему Гербарта характеризуют следующие особенности. Главная задача школы — это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание — дело семьи. Сильный, с моральной точки зрения, характер формируют правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Для поддержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью». В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся и заключается сущность воспитывающего обучения. Вводя это понятие, Гербарт желал подчеркнуть, что воспитание нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются одновременно с разумом.

Цель воспитания как педагогическая проблема

Одна из главных характеристик воспитания – его целенаправленность. Цель воспитания, по словам В.И. Смирнова: «в глобальном выражении – идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане – предвосхищаемый результат воспитательной деятельности».

Цель выступает как идеальный образ будущего человека, группы, общества. «Что сказали бы вы об архитекторе, – писал К.Д. Ушинский, – который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Современная теория воспитания располагает достаточным количеством исследований, посвященных анализу целей воспитания. Однако в условиях «бездетной педагогики», подходившей к процессу воспитания с технократических позиций, т.е. предполагавшей существование однозначной связи между целями и средствами воспитания, педагогическое учение о целях воспитания не получило существенного развития.

Пришедший ему на смену психологический подход побудил исследователей, руководствуясь той или иной психологической концепцией, выявлять психологическую структуру общих и частных целей воспитательной деятельности, строя модели каждой отдельно взятой цели. Это привело к плюрализму, а общая концепция целей воспитания оставалась неразработанной.

В рамках социально-психологического подхода основное внимание уделяется социальному содержанию целей воспитания, они рассматриваются как нечто внешнее по отношению к процессу воспитания, не входящее в структуру взаимодействия воспитателя и воспитанников, а только побуждающее это взаимодействие.

Необходимо заметить, что независимо от позиций исследователей к разработке вопроса о цели воспитания все они ориентируются на философское определение данной категории.

В философской литературе цель определяется как «идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельность».

Будучи единым и единственным теоретическим объектом, процесс воспитания характеризуется конечной целью – представлением об идеальном воспитаннике. Как указывают философы, идеал представляет собой некоторую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика. Такая конструкция может быть намечена лишь схематически, поскольку является результатом заострения в воображении черт подлинной реальности. Таким образом, в определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности:

  • трансцендентные (абсолютные – в рамках религий);

  • социоцентрические (общечеловеческие; групповые - расовые, национальные, профессиональные);

  • антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идет на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Необходимо отметить, что абсолютизация той или иной системы ценностей приводит в одном случае к уходу от реальной жизни (система трансцендентных ценностей), в другом случае – к постоянному духовному перенапряжению (система социоцентрических ценностей), в третьем случае – к угрозе превращения высшей ценности в эгоизм. Практика жизни и практика воспитания показывают, что только при взаимодополнительном (комплиментарном) восприятии противоположных друг другу систем ценностей возможен наиболее здравый подход в формировании содержания предполагаемого образа человека.

Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе и на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени определяет конечный результат воспитания.

Многообразие целей воспитания

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.

Платон – воспитание ума, воли и чувств.

Аристотель – воспитание мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель де Монтень, Томмазо Кампанелла и др.) провозглашали культ человека.

Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура (Г.М. Коджаспирова).

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, – познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Дж. Локк говорил – воспитание джентльмена, человека умного, предусмотрительного, деятельного, инициативного.

К.А. Гельвеций – воспитание гуманизма, гражданственности и патриотизма.

Ж.-Ж. Руссо – воспитание осознания общечеловеческих ценностей.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци – развитие способностей и дарований.

И. Кант – подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, – всестороннее развитие интересов, гармоничное развитие человека.

В.Г. Белинский – воспитание борца с крепостничеством и царизмом.

А.И. Герцен – воспитание свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Н.Г. Чернышевский – воспитание человека общественного, идейного, прямого, честного, с разумной долей эгоизма.

К.Д. Ушинский – развитие ума, подготовка к труду, в котором человек обретет счастье.

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности.

Виды и направления воспитания

Традиционно в отечественной педагогике выделяют физическое, умственное, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое, социальное, гражданское, экономическое, экологическое, правовое, семейное, религиозное, профессиональное и пенитенциарное воспитание. Все перечисленные виды воспитания являются взаимосвязанными в целостном педагогическом процессе. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Рассмотрим кратко некоторые из видов воспитания.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта учащихся (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения); суть его в развитии сознания и самосознания, формировании познавательной деятельности и механизмов самообразования, самовоспитания, самообучения.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Профессиональное воспитание формирует человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности для себя и общества.

Эстетическое воспитание заключается в развитии у человека эстетического восприятия окружающего мира и способности создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание обеспечивает понимание экономической жизни общества, способствует превращению каждого работника в активного творческого участника производственного процесса.

Экологическое воспитание осуществляется в процессе целенаправленного освоения фактов, сведений, касающихся окружающей природной реальности как среды обитания человека и предмета природоохранной деятельности. Это побуждает будущих специалистов соблюдать осторожность по отношению к природе, предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия воздействия промышленности на окружающую среду.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитание состоит в том, чтобы ввести будущих работников в сложные правовые общественные отношения, позволяющие гражданину правового государства осознавать свои права, обязанности и правовую ответственность.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное воспитаниецеленаправленное и планомерное взращивание верующих посредством  формирования мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, связано с формированием нравственности как совокупности сознания, навыков и привычек поведения человека. Термин «нравственное воспитание» понимается как обучение нормам общественного приличия и нормам этикета. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях. Соблюдение норм этикета принято называть воспитанностью или культурностью. Это еще не нравственность, но необходимая ее составляющая. Система выработанных в обществе норм, правил и требований называется моралью. Нравственное воспитание – это не обучение нравственности. Обучить нравственности нельзя. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Основные выводы

Исторически сложились различные подходы к рассмотрению категории «воспитание». В педагогике традиционно понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. Первым определил воспитание в широком и узком смысле К.Д. Ушинский в книге « Предисловие к «Педагогической антропологии»».

Воспитательный процесс имеет следующие особенности: целенаправленность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность и неопределенность результатов, воспитание как взаимодействие, двусторонний характер воспитания.

Одна из главных характеристик воспитания – его целенаправленность.

Будучи единым и единственным теоретическим объектом, процесс воспитания характеризуется конечной целью - представлением об идеальном воспитаннике. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Практика воспитания показывают, что только при взаимодополнительном (комплиментарном) восприятии противоположных друг другу систем ценностей возможен наиболее здравый подход в формировании содержания предполагаемого образа человека.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на содержание воспитательного процесса.

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение понятию воспитание.

  2. Как связано понятие воспитание с терминами: формирование, становление, социализация?

  3. Дайте определение понятию воспитательный процесс?

  4. Что представляет собой структура воспитательного процесса?

  5. Дайте определение понятию дидактика.

  6. Что понимается под дидактической системой?

  7. По словам В.И. Смирнова цель воспитания это?

  8. Какими составными частями общественного опыта характеризуется умственное и нравственное воспитание?

Скачать теоретический материал

 

На главную Содержание