Цель:
План теоретического материала
-
Основные средства воспитания.
-
Понятие «средство обучения».
-
Современные средства обучения.
-
Классификация средств обучения.
-
Группы средств обучения.
-
Функции
средств
обучения.
-
Условия эффективного применения средств обучения.
-
Основные выводы.
Основные средства воспитания
Под средствами и
методами воспитания
понимаются способы
организованного и
неорганизованного
воздействия воспитателя
на воспитуемого с целью
выработать у него
определенные качества и
формы поведения.
Собственно, слово
«метод» и означает
способ осуществления,
понятие же «средство»
подразумевает то, с
помощью чего данный
метод осуществляется на
практике. К средствам
воспитания можно отнести
практически все в
окружающем мире:
природу, искусство,
традиции, слова (в
устной и письменной
форме), различные виды
деятельности и т. д.
Известный современный
московский
педагог-новатор и ученый
В. А. Караковский
предложил классификацию,
критерием которой
являются используемые
средства воспитания, и
выделил шесть групп
методов:
-
Воспитание словом.
-
Воспитание делом.
-
Воспитание ситуацией.
-
Воспитание игрой.
-
Воспитание общением.
-
Воспитание отношениями.
Р. С. Немов предлагает
несколько классификаций
методов воспитания: они
делятся на прямые и
косвенные, осознанные и
неосознанные,
когнитивные,
эмоциональные и
поведенческие.
Прямые
методы воспитания
включают в себя
непосредственно
личностное воздействие
одного человека на
другого, осуществляемое
в прямом общении друг с
другом.
Косвенные
методы содержат воздействия, реализуемые с помощью
каких-либо средств, без
личных контактов
воспитателя и
воспитываемого (через
чтение книг, ссылки на
мнение авторитетного
человека и т. п.).
По включенности сознания
воспитателя и
воспитуемого в процесс
воспитания методы
делятся на осознанные и
неосознанные.
Осознанные
методы характеризуются тем, что воспитатель
сознательно ставит перед
собой определенную цель,
а воспитуемый знает о
ней и принимает ее. При
использовании
неосознанных
методов
воздействия воспитуемый
принимает воспитательные
влияния без
сознательного контроля
со своей стороны, а
также без
преднамеренного
воздействия со стороны
воспитывающего лица.
Когнитивные
воспитательные воздействия нацелены на систему
знаний человека, ее
преобразование. Сами
знания человека о мире
не только формируют его
как личность
(воспитывающая функция
обучения), но и
оказывают решающее
влияние на его
поведение. В современных
условиях значение этой
области воспитательных
воздействий существенно
возрастает.
Эмоциональные
воспитательные воздействия призваны вызывать и
поддерживать у
воспитуемого
определенные
эмоциональные состояния,
облегчающие или
затрудняющие принятие им
других психологических
влияний. Положительные
эмоции делают
воспитуемого открытым по
отношению к субъекту,
осуществляющему
воспитательное
воздействие.
Отрицательные эмоции,
напротив, отгораживают
воспитуемого от
воспитателя, блокируют
оказание воспитательного
воздействия.
Поведенческие
воспитательные влияния непосредственно направлены
на поступки человека,
вынуждают его
действовать определенным
образом и обеспечивают
соответствующие
положительные или
отрицательные
подкрепления совершаемым
поступкам. В данном
случае воспитуемый
сначала совершает
определенный поступок и
только затем осознает
его полезность или
вредность, тогда как при
использовании других
методов изменения
сначала происходят во
внутреннем мире
личности, а уже потом
проецируются на
поведение. Поскольку
знания, эмоции и
поступки человека
взаимосвязаны, через
любое из них можно
оказать влияние на
личность в целом. Это
позволяет воспитателю
при дефиците
возможностей делать
акцент на каких-либо
избранных воспитательных
воздействиях, добиваясь
нужного результата.
Каждое из рассмотренных
средств воспитания имеет
свои сильные и слабые
стороны. Например,
достоинством прямого
воспитательного
воздействия одного
человека на другого
является то, что при
этом используются
психологические
механизмы заражения,
подражания и внушения. В
данном случае
воспитатель может
обойтись и без слов, ему
достаточно
продемонстрировать
образец поведения и
обеспечить его полное и
правильное принятие
воспитуемым. Это
средство является к тому
же единственно возможным
на ранних этапах
детского развития, когда
ребенок еще не понимает
обращенную к нему речь,
но большое значение
имеет и на последующих
возрастных этапах. В
педагогике его называют
воспитанием на личном
примере. Недостатком
данного средства
воспитания является
персональная и временная
ограниченность его
применения: воспитатель
может передать
воспитуемому только то,
чем располагает сам, и
только в те моменты,
когда находится в
непосредственном личном
контакте с ним.
Косвенное воспитательное
воздействие через книги,
СМИ и другие системы
передачи информации
может быть
разносторонним и сколь
угодно длительным, его
можно сохранять и
неоднократно
воспроизводить, побуждая
человека вновь и вновь
обращаться к
материальным источникам
воспитательных влияний
(перечитать книгу, еще
раз посмотреть фильм).
Но такое воспитание по
сравнению с прямым
воздействием имеет
меньше ресурсов живой
эмоциональной силы.
Кроме того, ограничением
его применения является
то, что оно применимо
лишь к детям, уже
владеющим речью, умеющим
читать и понимать
нравственный смысл
сказанного и
прочитанного.
Достоинство осознанного
воспитательного
воздействия состоит в
том, что оно является
управляемым, с заранее
предвидимыми и,
следовательно,
контролируемыми
результатами. Однако оно
также ограничено в
применении к детям
раннего дошкольного
возраста, у которых еще
не сформировалась
рефлексия. Неосознанное
воспитательное
воздействие имеет место
раньше, чем осознанное,
но его достоинства и
недостатки трудно
оценить на практике по
причине недостаточной
контролируемости
сознанием.
Понятие «средство обучения»
Средства обучения - это
составная часть метода
обучения. Они
обеспечивают реализацию
принципа наглядности и
содействуют повышению
эффективности учебного
процесса, дают учащимся
материал в форме
наблюдений и впечатлений
для осуществления
учебного познания и
мыслительной
деятельности на всех
этапах обучения.
Выбор средств обучения
определяется:
Материальные средства обучения
иначе называют
дидактическими средствами.
Дидактические средства
чаще всего
классифицируются по
чувственной модальности
(в зависимости от того,
через какие органы
чувств и способы подачи
информации происходит их
влияние на учебный
процесс). По этому
признаку дидактические
средства можно
подразделить на
визуальные, аудиальные,
аудиовизуальные,
тренажёры и
универсальные.
Современные средства обучения
ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде
случаев ТСО незаменимы,
т.к. позволяют показать
явления, быстро
протекающие процессы. Их
не следует применять
там, где без них можно
обойтись (провести опыт
или наблюдения).
Рационально сочетать
компьютерную технику,
ИКТ с другими средствами
обучения, не
преувеличивать
значимость использования
новых информационных
технологий. Они,
несмотря на высокую
эффективность, не могут
заменить живое слово
учителя, общение,
недооценка которых может
привести к сдерживанию
развития личности.
Методика использования
ТСО. При использовании
ТСО необходимо обучать
учащихся пользоваться
ими и воспринимать их.
Например, перед
просмотром видеофильма
дать учащимся
инструктаж: когда и на
что обратить внимание;
дать задание: что
запомнить, что записать.
Демонстрацию видео -
кинофильмов надо
проводить с соблюдением
следующих рекомендаций:
-
Перед началом
демонстрации сделать
вступительное слово, а
после демонстрации
провести собеседование
по итогам просмотра.
-
Избегать длительного
показа учебных фильмов,
так как учащиеся быстро
утомляются и их внимание
рассевается (в младших
классах рекомендуемая
длительность не более 10
минут, в старших классах
не более 30 минут).
-
Использовать прием
немого демонстрирования
фильмов с комментарием
учителя.
-
При демонстрации
сложного материала
следует делать паузы для
комментария учителя и
записи учениками
информации.
В практику учебного
процесса прочно вошли
технические средства
обучения (ТСО). Они
представляют собой
комплекс
светотехнических и
звуковых учебных пособий
и аппаратуры, служащий
для активизации процесса
обучения, которые также
называют
аудиовизуальными
средствами, которые
обеспечивают образное
восприятие изучаемого
материала, его наглядную
конкретизацию в форме
наиболее доступной для
восприятия и
запоминания.
Современное образование
характерно тем, что
впервые за всю историю
развития педагогики
появилось поколение
средств обучения,
функционирующих на базе
информационных и
коммуникационных
технологий, которые
создают предпосылки для
небывалой интенсификации
образовательного
процесса.
Использование
современных обучающих
мультимедийных
технологий требует
использования в школах
современных технических
средств обучения,
которые позволяют:
обогатить
педагогический,
технологический
инструментарий учителей;
автоматизировать
процессы
администрирования,
избавляет от рутинной
работы. Способствуют
повышению методического
мастерства
учителей-предметников;
появлению нового
электронного
педагогического
инструментария;
использованию
электронных учебных
программ, тестов,
упражнений.
Реализация возможностей
новых информационных
технологий
многоаспектная: это
незамедлительная
обратная связь;
компьютерная
визуализация учебной
информации; архивное
хранение больших объемов
информации и легкий
доступ к ней;
автоматизация
вычислительной и
информационно-поисковой
деятельности;
интерактивный диалог;
управление отображенными
на экране моделями
различных объектов,
процессов, явлений;
автоматизированный
контроль; тренинг и т.д.
Современное оборудование
– это широкий спектр
высокоэффективных
технических средств
обучения. Кроме
компьютеров, которые
дают возможность
смоделировать многие
процессы и тем самым
позволяет на практике
реализовать знания
учащихся, это: цифровые
проекторы - для
отображения компьютерной
информации и видео;
проекционные экраны -
разнообразных моделей;
оверхед-проекторы;
слайд-проекторы;
копи-доски - для
тиражирования
записанного на доске;
интерактивные доски -
возможность прямо на
доске изменять
демонстрационные
электронные материалы;
документ-камеры -
настольные видеокамеры
для демонстрации
объектов и слайдов с
помощью цифрового
проектора;
видеоконференционные
системы - для
эффективного общения на
расстоянии; маркерные и
текстильные доски;
проекционные столики и
т.д.
Классификация средств обучения
По характеру воздействия
на обучаемых:
-
Визуальные: предметы,
макеты, карты,
диафильмы, слайды, ИКТ -
презентации; аудиальные:
музыкальный центр,
радио; аудиовизуальные:
телевидение, кинофильмы,
ИКТ - презентации.
-
По степени сложности:
-
простые: учебники,
печатные пособия,
картины, модели;
-
сложные: механические
визуальные средства,
лингафонные кабинеты,
компьютеры.
-
По происхождению:
-
натуральные природные
средства (предметы,
непосредственно взятые
из самой
действительности:
коллекция камней,
растений, шишек,
желудей, семечек);
-
символические
(представляют
действительность с
помощью символов,
знаков: рисунки, схемы,
карты;
-
технические: визуальные,
аудиальные,
аудиовизуальные
средства.
По субъекту деятельности
средства обучения
делятся на две группы.
-
Средства
преподавания.
Например, оборудование
демонстрационного
эксперимента. Такими
средствами пользуется
учитель для объяснения и
закрепления учебного
материала.
-
Средства учения.
Например, оборудование
лабораторного
практикума. Такими
средствами пользуется
учащийся для усвоения
новых знаний.
Применение тех или иных
средств обучения нередко
ориентируется на методы,
которые используются в
обучении. Некоторые
средства обучения
создаются
целенаправленно для
определенных методов
обучения. В связи с
большим количеством
новых средств обучения
учителю все труднее
выбрать наиболее
достойные из них.
Функция педагога состоит
не только в том, чтобы
выбрать наиболее
подходящие средства
обучения (в основном это
зависит от уровня
развития учеников), но и
в том, чтобы дать как
можно более подробную
оценку тем средствам
обучения, которые не
применяются в конкретном
процессе обучения.
Группы средств обучения
Все многообразие
средств обучения
можно
классифицировать на
материальные
объекты, знаковые
системы, логические
регулятивы обучающей
деятельности.
Каждая из указанных
групп имеет свои
подгруппы.
Материальные объекты:
учебное оборудование;
инструменты; приборы;
демонстрационное
оборудование;
технические средства
обучения, включая ИВТ.
Знаковые системы:
учебники и
учебно-методические
пособия; дидактический
материал;
карточки-задания,
инструкционные карты,
опорные конспекты,
рабочие тетради т.д.;
изобразительные пособия:
плакаты, планшеты,
схемы, диаграммы и т.д.
Логические регулятивы
обучающей деятельности:
подходы, принципы,
правила, методы,
методики обучения —
теоретический уровень;
действия, операции,
приемы обучающей
деятельности —
эмпирический уровень.
Относительно
самостоятельное значение
в структуре средств
обучения занимает
учебно-производственное
и лабораторное
оборудование. С его
помощью показываются или
замещаются объекты
учебного познания,
моделируются различные
режимы работы,
увеличиваются
познавательные
возможности, чувственное
восприятие учащихся.
На уроке во время
различных демонстраций
используется
вспомогательное
оборудование, не несущее
информационной или
тренировочной функции,
но помогающее педагогу
организовать учебный
процесс по предмету.
Группа средств обучения,
выделенная по способу их
производства,
представляет собой
материально-технические
объекты, с помощью
которых реализуются
информационная,
управляющая,
контролирующая и другие
функции обучения.
Материальные средства
играют значительную роль
на начальном этапе
формирования новых
знаний и способов
деятельности учащихся.
Функции средств обучения
-
Познавательная функция состоит в том,
что средства обучения
служат непосредственному
познанию
действительности;
обеспечивают передачу
более точной и полной
информации об изучаемом
объекте и явлении,
позволяют наблюдать
объекты и явления,
недоступные или
труднодоступные
непосредственному
наблюдению с помощью
органов чувств
(например, школьный
микроскоп позволяет
увидеть объекты,
недоступные
невооруженному глазу).
-
Формирующая функция заключается в
том, что средства
обучения формируют
познавательные
способности, чувства и
волю учащихся, их
эмоциональную сферу.
-
Дидактическая функция
состоит в том, что средства
обучения являются важным
источником знаний и
умений, облегчают
проверку и закрепление
учебного материала,
активизируют
познавательную
активность. Все функции
выступают в учебном
процессе в единстве,
дополняя друг друга.
Условия эффективного
применения средств
обучения
Прежде чем применить то
или иное средство
обучения, нужно выделить
учебный материал, при
изучении которого
возможно и целесообразно
использование этого
средства. В конкретной
учебной ситуации
необходимо установить,
способствует ли
использование средства
обучения усвоению
учащимися знаний и
умений по учебной теме,
достижению учебной цели,
воспитанию, активизации
мыслительной
деятельности. При
подборе средства
обучения решают: нужно
ли демонстрировать на
учебном занятии фильм
или полезнее составить
таблицу; отвлекает ли
эмоциональное
воздействие фильма от
его содержания; нет ли в
фильме: материала, не
связанного с учебной
темой; помогает ли
применение ТСО
достижению цели урока и
решению основных
методических задач
обучения, способствует
ли наглядность
воспитанию у студентов
положительного отношения
к труду,
самостоятельности и
активности, развитию
творческого мышления.
Немаловажно определить
момент подачи средства
обучения на учебном
занятии, наиболее
соответствующий логике
учебно-познавательного
процесса. В максимальной
степени следует
учитывать
последовательность
изучения учебного
материала: используемое
средство должно логично
дополнять и
иллюстрировать как в
начале, по ходу, так и в
конце изложения темы.
Преждевременное
ознакомление с учебной
информацией
(предварительное
вывешивание плакатов и
т.д.) или предъявление
большого объема
информации посредством
нескольких пособий
одновременно
недопустимо, так как
снижает эффективность их
применения.
Основные выводы
Под средствами и
методами воспитания
понимаются способы
организованного и
неорганизованного
воздействия воспитателя
на воспитуемого с целью
выработать у него
определенные качества и
формы поведения.
Собственно, слово
«метод» и означает
способ осуществления,
понятие же «средство»
подразумевает то, с
помощью чего данный
метод осуществляется на
практике. К средствам
воспитания можно отнести
практически все в
окружающем мире:
природу, искусство,
традиции, слова (в
устной и письменной
форме), различные виды
деятельности и т. д.
Средства обучения - это
составная часть метода
обучения. Они
обеспечивают реализацию
принципа наглядности и
содействуют повышению
эффективности учебного
процесса, дают учащимся
материал в форме
наблюдений и впечатлений
для осуществления
учебного познания и
мыслительной
деятельности на всех
этапах обучения.
Выбор средств обучения
определяется:
содержанием учебного материала;
применяемыми методами обучения;
предпочтениями учителя.
Современное образование
характерно тем, что
впервые за всю историю
развития педагогики
появилось поколение
средств обучения,
функционирующих на базе
информационных и
коммуникационных
технологий, которые
создают предпосылки для
небывалой интенсификации
образовательного
процесса.
По субъекту деятельности
средства обучения
делятся на две группы.
-
Средства
преподавания.
Например, оборудование
демонстрационного
эксперимента. Такими
средствами пользуется
учитель для объяснения и
закрепления учебного
материала.
-
Средства учения.
Например, оборудование
лабораторного
практикума. Такими
средствами пользуется
учащийся для усвоения
новых знаний.
Все многообразие средств
обучения можно
классифицировать на
материальные объекты,
знаковые системы,
логические регулятивы
обучающей деятельности.
Вопросы для повторения
-
Дайте определение понятию «средство воспитания».
-
Дайте определение понятию «средство обучения».
-
Что входит в средства обучения?
-
Преимущества современных средств обучения.
-
Перечислите основные группы средств обучения.
-
Назовите функции средств обучения.