-
Предмет и функции дидактики. Становление
и развитие дидактики.
-
Основные категории дидактики: обучение,
преподавание, учение. Их
определение, цели, результаты,
критерии эффективности,
особенности деятельности
субъектов.
-
Образовательная, воспитательная и
развивающая функции обучения.
Теория опережающего обучения
Л.С. Выготского. Понятие о зонах
актуального и ближайшего
развития.
-
Содержание образования как фундамент
базовой культуры личности.
Современные концепции содержания
образования
-
Государственный образовательный стандарт.
-
Сущность и движущие силы образовательного
процесса.
-
Законы и закономерности процесса
обучения.
-
Современные модели организации обучения: личностно
ориентированные педагогические
технологии, учение без
принуждения, кибернетический
подход.
-
Стили обучения: репродуктивный,
творческий,
эмоционально-ценностный.
-
Дидактические концепции: дидактический
энциклопедизм, дидактический
формализм, дидактический
утилитаризм, функциональный
материализм.
-
Дидактические концепции:
концепция компетентностного
подхода в обучении,
кибернетическая, ассоциативная
теории обучения,
программированное обучение.
-
Дидактические концепции: теория
поэтапного формирования
умственных действий, развивающее
обучение.
-
Основные модели воспитания.
-
Генезис целей воспитания.
-
Классификация видов воспитания.
-
Педагогическое взаимодействие в
воспитании.
-
Таксономия педагогических целей по Б.
Блуму.
-
Таксономия целей обучения в когнитивной
области.
-
Таксономия целей обучения в
аффективной области.
-
Общепедагогические принципы:
природосообразности,
культуросообразности,
гуманизации, демократизации,
целостности педагогического
процесса.
-
Дидактические принципы: наглядность,
систематичность и
последовательность, активность и
самостоятельность в обучении,
доступность, взаимосвязь теории
и практики.
-
Методы обучения. Классификации методов
обучения.
-
Методы усвоения знаний: беседа,
дискуссия, лекция, работа с
книгой.
-
Практические методы обучения
-
Проблемное обучение.
-
Методы самостоятельного приобретения
знаний.
-
Современные методы обучения: метод
случайностей, ситуативный метод,
«банк идей», микропреподавание.
-
Критерии и этапы выбора методов обучения.
-
Методы воспитания.
-
Средства обучения. Их функции и варианты
классификаций.
-
Организационные формы обучения.
Классификации организационных
форм обучения. Формы организации
учебных занятий общие,
внутренние и внешние.
-
Классно-урочная система: история, цели,
условия эффективности,
преимущества и ограничения.
-
Проектирование урока. Традиционная
структура урока. Структура
современного урока. Понятие о
дидактической,
логико-психологической,
мотивационной, методической
структурах урока.
-
Организационные формы
лекционно-семинарской системы.
Достоинства и недостатки лекции,
семинара. Типология лекции.
-
Инновационные образовательные процессы.
Основные направления инноваций.
Классификации нововведений.
-
Авторские школы. Многообразие
современных образовательных
учреждений.
-
Понятие «педагогическая задача».
Типы и виды педагогических
задач. Классификация
педагогических задач.
Педагогическая задача и
педагогическая ситуация.
-
Характерные черты технологичного учебного
процесса.
-
Технология проблемно-модульного обучения.
-
Дидактические игры.
-
Функции и основные направления
деятельности классного
руководителя.
-
Коллектив как объект и субъект
воспитания. Этапы развития
коллектива.
-
Понятие системы воспитания. Пример
системы воспитания.
-
Технология воспитания.
-
Понятие воспитания в широком и узком
социальном и педагогическом
смысле.
-
Структура воспитательного процесса.
-
Формы воспитания.
-
Функции процесса воспитания.
-
Критерии воспитанности.
-
Многообразие целей воспитания в
современных образовательных
системах.