Электронное учебное пособие "Теория обучения и воспитания. Педагогические технологии"

 

Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

А

Авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.

Б

В

Внушение - это воздействие на субъекта, позволяющее влиять на его мыслительные процессы и поведение, а также получить реакцию на стимул, направленный на подсознание человека.

Воспитание - это специально организованный целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений и охватывающий весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитательный процесс - целостная динамическая система, систематизирующим фактором которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Г

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Гражданское воспитание - это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Д

Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.

Диспут - столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактическая система (от греч. sistema — целое, составленное из частей, соединение) - понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.

Е

Ж

З

Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

И

Инновационная деятельность - целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов.

К

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых.

Л

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.

Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

М

Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод воспитания - система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития.

Модернизация (от франц. – современный) – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы в соответствии с современными требованиями

Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния исследуемой целостной педагогической системы с целью выявления ее соответствия ожидаемому результату или первоначальным предположениям.

Н

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Нововведение - это целенаправленное продуктивное внесение изменений в систему или ее структуру, способствующее кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в другое, качественно новое.

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, связано с формированием нравственности как совокупности сознания, навыков и привычек поведения человека.

О

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели.

Организационные формы - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

П

Педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая технология - представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств.

Педагогический диагноз - заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников.

Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для решения актуальных педагогических задач.

Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента.

Педагогическое сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

Перевоспитание - целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм правил поведения, общения.

Персонификация - это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Подход - это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Правовое воспитание - состоит в том, чтобы ввести будущих работников в сложные правовые общественные отношения, позволяющие гражданину правового государства осознавать свои права, обязанности и правовую ответственность.

Практикум - это вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики, а материал его часто служит иллюстрацией к лекции.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Пример - метод педагогического воздействия, основывается на стремлении воспитанников к подражанию.

Принципы (от лат. principium – начало, основа) - основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Принципы воспитания - исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам.

Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Проверка - это часть контроля, операция сопоставления запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами, то есть это выявление и измерение знаний, умений и навыков обучаемых.

Профессиональное воспитание - формирует человека-труженика, способного создавать материальные и духовные ценности для себя и общества.

Процесс обучения - педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.

Р

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Рационализация (от лат. – разумный) – установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Религиозное воспитание - целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством формирования мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии.

С

Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики.

Самовоспитание - систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта.

Самоодобрение - ключ к положительным переменам в нашей жизни.

Самоосуждение - осуждение собственных действий, поступков.

Самоотчет - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем.

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

Семейное воспитание - составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Семинар - это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Соревнование - это форма деятельности, борьба, соперничество за достижение лучшего результата.

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления.

Стимулирование - это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Т

Трудовое воспитание - это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

У

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

Увещевание - сочетает просьбу с разъяснением и внушением.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Умственное воспитание - направлено на развитие интеллекта учащихся (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения); суть его в развитии сознания и самосознания, формировании познавательной деятельности и механизмов самообразования, самовоспитания, самообучения.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Урок - единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы.

Усвоение - это организованная познавательная деятельность обучаемого, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения.

Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса.

Учение - процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Учет - фиксация и систематизация показателей проверки и контроля.

Ф

Физическое воспитание - заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Х

Ц

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Эврестическое решение - отыскание нового способа решения известных педагогических проблем.

Экологическое воспитание - это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Экономическое воспитание - обеспечивает понимание экономической жизни общества, способствует превращению каждого работника в активного творческого участника производственного процесса.

Экскурсия - это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.

Эстетическое воспитание - заключается в развитии у человека эстетического восприятия окружающего мира и способности создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников.

Ю

Я

 

На главную