|
Тема 10
«Педагогический мониторинг»
Цель:
План теоретического материала
-
Понятие мониторинга.
-
Способы осуществления мониторинга.
-
Формы мониторинга.
-
Мониторинг профессионально-образовательного процесса.
-
Оценочные шкалы образовательной технологии.
-
Безоценочное обучение.
-
Основные выводы.
Понятие мониторинга
Понятие «мониторинг»
происходит от латинского
monitor – напоминающий,
надзирающий.
Мониторинг – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и
прогноза состояния
исследуемой целостной
педагогической системы
с целью выявления ее
соответствия ожидаемому
результату или
первоначальным
предположениям. Первоначально данный термин
активно использовался
экологами и обозначал
наблюдение, оценку и
прогнозирование
состояния окружающей
среды в связи с
хозяйственной
деятельностью человека.
В последнее время он
получил более широкий
смысл. Данным термином
обозначают постоянное
наблюдение за каким-либо
процессом с целью
выявления его
соответствия желаемому
результату или
первоначальным
предположениям.
Сегодня
термин «мониторинг»
активно используется
многими науками, в том
числе педагогикой и
психологией. А.С. Белкин
определяет мониторинг
как непрерывное научно
обоснованное диагностико
– прогностическое
отслеживание
образовательного
процесса. Также
мониторинг допустимо
рассматривать как
процесс отслеживания
состояния объекта
(системы или сложного
явления) с помощью
непрерывного или
периодически
повторяющегося сбора
данных, представляющих
собой совокупность
определенных ключевых
показателей. С
методологической точки
зрения мониторинг
следует рассматривать
как универсальный тип
деятельности,
индифферентный к
предметному содержанию.
Мониторинг необходим,
когда в построении
какого-либо процесса
важно постоянно
отслеживать происходящие
в реальной предметной
среде явления, с тем,
чтобы включать
результаты текущих
наблюдений в процесс
управления.
Понятие
мониторинга близко к
общенаучным
педагогическим и
психологическим понятиям
обратной связи,
рефлексии, контроля,
аттестации, однако
данные процессы являются
лишь отдельными
элементами мониторинга
или его частными
случаями. В связи с этим
мониторинг имеет ряд
отличительных
особенностей.
Во-первых, он
представляет собой
целостную систему,
реализующую множество
функций.
Во-вторых,
можно выделить следующие
аспекты мониторинга,
которые отличают его от
других похожих
процессов:
-
Н епрерывность
(постоянный сбор
данных).
Диагностичность
(наличие модели или
критериев, с
которыми можно
соотнести реальное
состояние
отслеживаемого
объекта, системы или
процесса).
Информативность
(включение в состав
критериев для
отслеживания
наиболее проблемных
показателей и
критериев, на
основании которых
можно делать выводы
об искажениях в
отслеживаемых
процессах).
Научность
(обоснованность
модели и
отслеживаемых
параметров).
Обратная
связь
(информированность
объекта мониторинга
о результатах,
которая позволяет
вносить коррективы в
отслеживаемый
процесс).
В
качестве объектов
мониторинга в системе
высшего
профессионального
образования могут
выступать:
-
профессионально-образовательный
процесс;
-
академическая
успеваемость
обучаемых;
-
учебная и
учебно-профессиональная
деятельность;
-
развитие личности
обучаемых;
-
становление учебной
группы;
-
профессиональная
деятельность
преподавателя;
-
профессиональное
развитие
преподавателя;
-
становление
педагогического
коллектива.
Высокую
значимость для системы
высшего образования
приобретает мониторинг,
объектами которого
является развитие
личности обучаемых, а
также развитие их
учебной и
учебно-профессиональной
деятельности.
Мониторинг реализуется
по двум основным
направлениям. Во-первых
отслеживаются параметры
деятельности, причем
основное внимание
уделяется процессуальным
характеристикам, т.е.
особенностям
осуществления
деятельности (ее
трудностям,
препятствиям,
искажениям), поскольку
эти данные являются
наиболее информативными
и оперативными по
сравнению со сведениями
о результатах.
Во-вторых,
осуществляется
наблюдение, даются
оценка и прогноз
психического состояния
студента в процессе
профессионального
становления.
Главным моментом
мониторинга является
диагностика
профессионального
развития обучаемых и
внесение коррективов в
процесс
профессионального
образования, т.е.
мониторинг включает
диагностику,
прогнозирование и
коррекцию
профессионального
развития личности и
процесса образования.
Способы осуществления мониторинга
Все
многообразие способов,
технологий мониторинга
можно свести к
нескольким группам
(Э.Ф. Зеер):
-
Текущее
наблюдение осуществляется
для отслеживания
изменений
профессионального
развития под влиянием
образовательного
процесса и определения
смысла происходящих
явлений. Эффективность
педагогического
наблюдения зависит от
психологической
компетентности педагога,
его опыта, отношения к
обучаемым,
профессиональной позиции
и т.д. Наблюдение всегда
характеризуется
субъективностью, что
может отрицательно
сказаться на качестве
мониторинга.
-
Метод
тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в
которых каждый из
структурных компонентов
учебно-профессиональной
деятельности проявится
наиболее отчетливо. Для
этого осуществляются
приемы прерывания
учебных действий
обучаемых, постановки
уточняющих вопросов,
стимулирования рефлексии
своих познавательных
действий, дозирования
помощи в учении и др.
-
Экспликация (от лат.
Еxplication –
развертывание,
разъяснение) –
развертывание содержания
учебно-профессиональной
деятельности. Этот метод
позволяет не только
диагностировать
происходящие изменения в
развитии обучаемого, но
и оперативно вносить
коррективы в процесс
образования. Экспликация
осуществляется путем
постановки наводящих
вопросов, оказания
помощи в виде подсказок
и совместных действий,
поощрения педагогом
обучаемых. Регистрация
эксплицируемых
характеристик
осуществляется в
простейшем случае
посредством метода
наблюдения, а фиксация
данных – с помощью
опросников, в которых
отражаются эмпирически
наблюдаемые
учебно-профессиональные
качества и действия
обучаемых.
-
Опросные
методы позволяют
получить информацию о
развитии субъектов
образовательного
процесса на основе
анализа письменных или
устных ответов на
стандартные специально
подобранные вопросы.
Опросники дают
возможность определить
уровень выраженности или
сформированности
основных компонентов
учебно-профессиональной
деятельности,
особенности
направленности обучаемых
и педагогов, а также
отдельные
учебно-познавательные
свойства и качества.
-
Анализ
результатов
учебно-профессиональной
деятельности при котором по заранее намеченной
схеме изучаются
письменные тексты,
графические материалы,
технические изделия,
творческие работы
обучаемых.
-
Тестирование – важным достоинством является ориентация на норму, что позволяет
сопоставить, сравнить
оценки, полученные при
помощи теста. Для
мониторинга применяют
интеллектуальные,
личностные,
межличностные тесты,
тесты достижений и др.
Формы мониторинга
Стартовая диагностика обучаемости и
воспитуемости
осуществляется, как
правило, сотрудниками
психологической службы.
Ее результаты в самом
общем виде доводятся до
сведения педагогического
коллектива с
рекомендациями.
Экспресс – диагностика (текущая)
социально и
профессионально важных
характеристик обучаемых
в течение всего времени
обучения в учебном
заведении.
Финишная диагностика профессиональной
подготовленности
выпускников, помимо
определения уровня
сформированности
социально-профессиональных
знаний, умений и
навыков, включает
диагностику степени
развития качеств,
необходимых будущему
специалисту.
Мониторинг
профессионально-образовательного
процесса
Основные
задачи:
создание реального механизма
управления
профессионально-образовательным
процессом;
получение информации о
сформированности
способов
учебно-познавательной
деятельности;
индивидуализация педагогом своей
деятельности;
обнаружение и фиксация
непредсказуемых,
неожиданных отклонений в
профессионально-образовательном
процессе.
Решение этих
задач на основе
традиционной оценки
образовательного
процесса, базирующейся
на определении
показателей
сформированности знаний,
умений и навыков, а в
отдельных случаях – на
диагностике психического
развития, затруднено.
Конечно, по результатам
многолетних оценок
информация такого рода
имеется и на ее основе
вносятся коррективы и в
содержание образования,
и в технологии обучения.
Но оперативное
отслеживание и
корректировка
образовательного
процесса возможны на
основе мониторинга.
Способы можно
разделить на две группы:
-
Способы сбора
информации, регистрации
состояния текущих
процессов.
-
Способы учета
полученных данных при
принятии управленческих
решений и регуляции
образовательного
процесса.
Сбор
информации
осуществляется с учетом
структуры
профессионально-образовательного
процесса:
-
учебно-познавательной и
профессионально
ориентированной
мотивации;
-
обобщенных способов выполнения
учебных и
профессиональных
действий при решении
учебных задач
(обобщенные способы
учебных действий,
обобщенные способы
профессиональных
действий, способы
узкопрофессиональных
действий, способы
самоконтроля);
-
оценки уровня развития
познавательных и
учебно-профессиональных
способностей обучаемых
(познавательные
способности,
учебно-профессиональные
способности,
профессиональные
способности (ключевые
квалификации),
специальные
(квалификационные)
способности,
учебно-профессиональная
самостоятельность).
Мониторинг
мотивации учения может
быть достаточно успешно
осуществлен с помощью
метода наблюдения.
Наблюдая за
деятельностью обучаемых
в различных
учебно-профессиональных
ситуациях, анализируя их
отношение к учебе и
будущей профессии,
оценивая их достижения,
педагог делает
заключение об уровне
выраженности у обучаемых
позитивной мотивации. В
отдельных случаях
целесообразно
использование
специальных методик на
диагностику мотивов
учения.
При
отслеживании процесса
формирования обобщенных
способов
учебно-профессиональных
действий педагог
оценивает уровень их
выраженности,
систематически
анализируя организацию
учебного (рабочего)
места, планирование
выполнения
учебно-профессиональных
заданий, методику работы
с учебно-технологической
документацией,
соблюдение правил
техники безопасности при
работе.
Для
отслеживания уровня
развития познавательных
и
учебно-профессиональных
способностей
целесообразно
использование фрагментов
интеллектуальных тестов,
метода тестовых ситуаций
и наблюдения за
обучаемыми в процессе
решения
учебно-профессиональных
задач.
За основу
проектирования мониторинга
профессионального
развития личности можно
взять
четырехкомпонентную
профессионально
обусловленную структуру
личности:
-
профессиональная направленность
(склонности, интересы,
отношения, ожидания,
установки, мотивы);
профессиональная компетентность
(профессиональные
знания, умения, навыки,
квалификация);
профессионально важные качества
(внимательность,
наблюдательность,
креативность,
решительность,
контактность,
самоконтроль,
самостоятельность и
др.);
профессионально значимые
психофизиологические
свойства (энергетизм,
нейротизм,
экстравертированность,
зрительно-двигательная
координация,
реактивность и т.д.).
Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей
профессиональное
развитие и саморазвитие
личности. Его результаты
выступают в качестве
информационной основы
принятия управленческих
решений и проектирования
профессионального роста
и карьеры специалистов.
Оценочные шкалы образовательной технологи
Выбор оценочной шкалы — во многом вопрос образовательной политики.
Когда этот выбор
свершен, он нередко
автоматически сужает
поле выбора
образовательных
технологий. Например,
приняв решение о
рейтинговой системе
оценок, мы отказываемся
от технологий,
рассчитанных
исключительно на
количественные шкалы, в
том числе и от очень
хороших технологий. С
другой стороны,
приоритет количественных
шкал влечет
необходимость
многократных
тестирований и других
жестких контрольных
процедур, что, в свою
очередь, ограничивает
применимость гуманных
личностно
ориентированных
технологий, например —
«метода проектов».
Как отмечает И. П. Подласый, контроль –
выявление, измерение и
оценивание знаний,
умений и навыков
обучаемых, его основная
дидактическая функция –
обеспечение обратной
связи между педагогом и
обучаемыми, получение
педагогом объективной
информации о степени
освоения учебного
содержания,
своевременное выявление
недостатков и пробелов в
знаниях. Проверка –
это часть контроля,
операция сопоставления
запланированного
результата с эталонными
требованиями и
стандартами, то есть это
выявление и измерение
знаний, умений и навыков
обучаемых. Основной
дидактической функцией
проверки является
определение уровня,
качества обученности,
объёма учебного труда
обучаемых. Учет –
фиксация и
систематизация
показателей проверки и
контроля. Учет
способствует получению
представления о динамике
и полноте процесса
овладения знаниями и
развития обучаемых. Оценивание–
это процесс, оценка –
результат этого
процесса, а отметка –
балл в журнале. В
классных журналах оценки
фиксируются в виде
отметок. Основой для
оценивания успеваемости
обучаемых являются итоги
(результаты) контроля.
Существуют
количественные и
качественные показатели
работы обучаемых.
Количественные
фиксируются
преимущественно в баллах
или процентах,
качественные – в
оценочных суждениях
(например, «хорошо»,
«отлично» и др.).
Можно выделить несколько причин
субъективизма
преподавателей в
оценивании
результатов обучения.
-
В условиях нестабильной в
социальном плане
ситуации в обществе в
деятельности
преподавателей
срабатывают
общечеловеческие
стереотипы
(«привлекательным»
обучающимся при прочих
равных условиях
преподаватели
приписывают более
высокий уровень
интеллекта, более
высокий статус в группе
и почти всегда
выставляют завышенные
отметки и т. п.).
Использование традиционной системы
обучения, хорошо
работающей в статичной
системе, приводит к
активизации принципа
ограничения, результатом
которого являются
профессиональные
стереотипы (сидящим за
первыми партами
выставляют более высокий
балл; преподаватели с
хорошим каллиграфическим
почерком занижают
отметки тем, у кого нет
этого прекрасного
навыка, повышают тем,
кто пишет красиво;
преподаватели,
чувствительные к
правильному
произношению, часто
несправедливы к тем, у
кого есть дефекты
произношения, и т. п.).
Дидактогения (многие преподаватели
просто не допускают
мысли о том, что
обучающиеся могут быть
более талантливее, чем
они, и поэтому
выставляют им заниженные
отметки; у других
преподавателей
нестабильное
эмоциональное состояние
приводит к тому, что они
не контролируют себя в
момент оценивания
результата деятельности
обучающегося и могут
выставить незаслуженную
отметку и т. п.).
Недостаточность разработки
оценочных критериев
(несмотря на уже
работающие документы
государственного
образца, в которых есть
стандарты образования по
многим образовательным
областям, все-таки
имеются учебные
предметы, для которых
оценочные критерии не
разработаны).
Обесценивание отметки из-за
появления разнообразных
образовательных
учреждений в результате
прошедшей внешней
дифференциации.
Низкий уровень требовательности
преподавателя.
Использование только одной
оценочной шкалы.
Отток квалифицированных кадров из
образования.
Любая оценка требует диагностики
состояния обучающегося,
а значит, и
определенного подхода к
алгоритму оценивания.
Считается, что оценка
связана с измерением
конкретного параметра. В
самом широком смысле
измерение конкретного
параметра – это
определение места
нахождения измеряемого
объекта в конкретной
упорядоченной
классификации в
соответствии с его
состоянием. В науке
разработано несколько
методов измерения:
шкалирование, метод
экспертных оценок,
тестирование,
контент-анализ и др.
Каждый из этих методов
требует определенной
оценочной шкалы.
Практикам известны количественные
и порядковые шкалы.
Количественные шкалы
позволяют выразить
оценку в виде числа.
Например, пятибалльная
система оценок.
Порядковые шкалы чаще
всего связывают с
рейтинговой оценкой.
Абсолютные количественные
оценочные шкалы
существуют независимо от
того, чью деятельность
мы хотим оценить. Это
определенные уровни, с
которыми сравнивается
состояние обучения
конкретного
обучающегося, и делается
вывод о его достижениях
в виде балла.
Относительные
количественные оценочные
шкалы предполагают
сравнение текущего
состояния обучающегося с
его же состоянием
определенное время
назад. Дидактика
советует использовать
абсолютные
количественные оценочные
шкалы для контроля
итоговых результатов
конкретного учебного
периода. Для контроля
внутри процесса лучше
подходит относительная
оценочная шкала.
Ранговые порядковые оценочные
шкалы используются в
слабоструктурированных
областях, таких, как
искусство, физкультура,
индивидуальное развитие
и др. Сравнение здесь
происходит экспертным
путем. Экспертиза может
осуществляться или
непосредственно при
наблюдении за
деятельностью обучаемых
экспертной группой, или
на основе
предварительной
разработки экспертами
нормативов выставления
баллов. Экспертом может
быть не любой человек, а
только такой специалист
в оцениваемой области,
суждения которого
обладают высокой
степенью достоверности.
Экспертная оценка всегда
связана с порядковой
шкалой и с
упорядочиванием
измеряемых объектов по
конкретному набору
признаков (параметров).
Итог – каждому
оцениваемому объекту
присваивается номер,
ранг в иерархии. Пример
ранговой шкалы – система
должностей на
университетской кафедре.
Частный случай ранговой порядковой
оценочной шкалы –
рейтинговая шкала.
Рейтинг – это число,
которое получается или
путем опроса мнений
разных экспертов
(например, при подсчете
рейтинга того или иного
политического деятеля в
качестве экспертов
выступают обычные люди),
или путем набора очков
(например, рейтинг
студентов в вузе).
Номинальные шкалы часто используют
там, где предпочитают
так называемое
«безоценочное обучение».
Иначе эти шкалы еще
называют описательными.
Знаковые номинальные
оценочные шкалы бывают
вербальными и образными.
Как правило, типичная
вербальная знаковая
номинальная оценочная
шкала – это некоторая
характеристика. Такие
характеристики пишут
воспитатели детского
сада по окончании детьми
этого образовательного
учреждения. Устно дают
такую оценку своим
воспитанникам педагоги
дополнительного
образования.
В последнее время получила
достаточное
распространение идея так
называемой «папки
достижений» (portfolio
assessment). Это тоже
вариант вербальной
знаковой номинальной
оценочной шкалы. В
«папку», «файл»,
«коробку» и т. п.
складываются лучшие
работы обучающихся по
предмету или группе
предметов. Такая «папка»
может формироваться и
вместе с обучающимися,
особенно если они
занимаются по
индивидуальной
образовательной
программе. Этот опыт
пришел к нам из системы
образования США. Однако
у нас есть и свои схожие
техники. Например, опыт
Ш. А. Амонашвили при
обучении младших
школьников в
использовании «пакета
достижений» или опыт
И. П. Волкова в
использовании на уроках
трудового обучения
творческой книжки и
творческого дневника
учащихся.
Идеальных оценочных шкал не
существует. Каждая шкала
обладает своими
достоинствами и
недостатками.
Преимущество
количественных оценочных
шкал – их простота,
конкретность и быстрота
использования. Зато они
страдают отсутствием
качественных
характеристик в
отметках. Порядковые
шкалы очень информативны
и содержательны. Но они
в то же время обладают
высокой мерой
неопределенности и
сомнениями в
объективности их оценок.
Кроме того, порядковые
шкалы требуют
экспертизы, а это
довольно дорогостоящая
процедура для нашего
отечественного
образования.
Выбор оценочной шкалы – это вопрос
внутренней политики
образовательного
учреждения. Однако
следует учесть, что
ограничение в
использовании оценочных
шкал автоматически
сужает поле используемых
образовательных
технологий. Необходимо
строить систему контроля
на многокритериальной
основе.
Ю. К. Бабанский и Т. И. Шамова
выделяют несколько
критериев оптимальности
результатов обучения:
-
достижение каждым обучающимся
реально возможного для
него в данный период
уровня успеваемости,
воспитанности и
развитости, но не ниже
удовлетворительного в
соответствии с принятыми
нормами отметок (то есть
усвоение обязательных
результатов обучения);
соблюдение преподавателями и
обучающимися
установленных для них
норм времени на урочную
и домашнюю работу, то
есть временные затраты
должны быть в
соответствии с
общепринятыми нормами;
минимально необходимые усилия,
затрачиваемые
обучающимися и
преподавателями
(интенсивность
деятельности).
Таким образом, результаты обучения являются важным и неотъемлемым
компонентом
дистанционного
образовательного
процесса. Они могут быть
как основными,
достижение которых
регламентируется
нормативными
документами, так и
дополнительными,
получение которых
возможно благодаря
специфическим
особенностям организации
дистанционного
образовательного
процесса.
Безоценочное обучение
Словосочетание «безотметочное
обучение» в педагогике
стало очень популярным.
Министерство образования
РФ, стремясь к
организации
здоровьесберегающего
образования,
рекомендовало такое
обучение для всей - в
том числе и традиционной
- начальной школы. Это
должно было бы радовать,
но, к сожалению, «безотметочное
обучение» на практике
вылилось в обучение без
отметок в виде привычных
двоек-пятерок, но с
наклейками, флажками,
звездочками и т.п.,
которые дети и родители
все равно переводят в
привычные для них цифры.
На основании таких
отметок формируется
внешняя оценка ребенка и
его внутренняя
самооценка: «молодец» он
или «двоечник». Никакой
содержательной
информации о продвижении
ребенка в учебном
материале эта система не
дает. Все попытки
выстроить «работу над
ошибками» под
руководством взрослого
ожидаемого эффекта не
дают. Вместе с тем,
отметкой формируется
что-то большее - внешняя
и внутренняя оценка
ребенка, его
самоценность.
Оценивание - это
демонстрация ценностей,
принятых в том или ином
сообществе.
Отметка может разделить
людей на «умных» и
«глупых», «трудолюбивых»
и «ленивых». И все.
Для школы РО такие
акценты контрпродуктивны,
поэтому наиболее
адекватной системой
реализации
образовательных
ценностей, среди которых
особое значение
придается формированию
учебной
самостоятельности (не
исполнительности!),
является безотметочное
оценивание, которое
предполагает:
наличие понятных
учащемуся критериев,
по которым он
осуществляет
действие оценки;
специальную
педагогическую
работу, начатую с
первых же дней
обучения ребенка в
школе и направленную
на формирование у
него умения оценить
без помощи взрослого
стоящую перед ним
задачу (в плане
определения
возможностей и
способов ее решения)
и результаты
выполнения своей
работы.
Такой подход позволяет
ребенку активно
включиться в процесс
обучения, сознательно
относиться к его
результатам, что, в свою
очередь, дает ему
возможность определять
собственные
образовательные интересы
и дефициты и ставить
образовательные задачи.
Поэтому правильная
организация системы
безотметочного
оценивания не только не
вредит обучению ребенка,
но и решает задачи его
личностного развития.
Достоинства и недостатки
тестов
К сожалению, под тестом
у нас нередко понимают
или программированную
контрольную работу, или
шуточные опросники с
множественным выбором и
примитивным подсчетом
очков, публикуемые для
привлечения читателей
популярными журналами и
газетами. В
действительности
"Тестированием может
быть названа процедура
измерения любой
характеристики человека,
если предварительно она
прошла через технологию
определения надежности"
Надо обеспечить их
соответствие
требованиям:
-
соответствия содержанию обучения, отображенного в
логической структуре
и выраженного вполне
определенными
учебными элементами;
-
простоты, означающей, что в одном тесте должна быть
представлена одна
задача данного
уровня;
-
определенности, что означает необходимость ясного и
недвусмысленного
формулирования
задания теста,
обеспечивающего его
общепонятность для
испытуемых;
-
однозначности обеспечиваемого конструкцией эталона, в котором
должно содержаться
полное и правильное
решение (или
варианты решения)
задачи.
Перенос техники
тестирования на нашу
почву может быть очень
опасным, поскольку таит
в себе противоречие:
развитие осуществлялось
в одной культуре, а
контроль предполагается
в другой. Поэтому
применение тестов должно
быть очень осторожным.
В большинстве тестов
существуют жесткие
ограничения по времени
для выполнения заданий.
Это нельзя рассматривать
как позитивный фактор,
поскольку есть немало
детей, думающих и
делающих все медленно,
но при этом качественно.
Поэтому все больше
специалистов призывают к
отказу от ограничений
времени:
С другой стороны, тест
имеет целый ряд
преимуществ, которые и
имеют следствием
популярность этого
инструмента. В
частности, «Сравнение
форм экзаменационного
контроля в его
традиционных моделях и
нетрадиционном виде — в
виде тестов, по
свидетельству
исследователей, приводит
к заключению о меньшем
уровне психического
травмирования последних» .
Создание надежного
теста, измеряющего
именно то, что требуется
измерить, и делающего
это вполне достоверно,
требует времени и
огромных усилий
профессиональных
коллективов.
Основные выводы
Мониторинг
– комплекс динамических
наблюдений,
аналитической оценки и
прогноза состояния
исследуемой целостной
педагогической системы
с целью выявления ее соответствия ожидаемому
результату или
первоначальным
предположениям.
В качестве
объектов мониторинга в
системе высшего
профессионального
образования могут
выступать:
академическая
успеваемость
обучаемых;
учебная и
учебно-профессиональная
деятельность;
развитие личности
обучаемых;
становление
учебной группы;
профессиональная
деятельность
преподавателя;
профессиональное
развитие
преподавателя;
становление педагогического
коллектива.
Мониторинг
реализуется по двум
основным направлениям.
Во-первых отслеживаются
параметры деятельности,
причем основное внимание
уделяется процессуальным
характеристикам, т.е.
особенностям
осуществления
деятельности (ее
трудностям,
препятствиям,
искажениям), поскольку
эти данные являются
наиболее информативными
и оперативными по
сравнению со сведениями
о результатах.
Во-вторых,
осуществляется
наблюдение, даются
оценка и прогноз
психического состояния
студента в процессе
профессионального
становления.
Главным моментом
мониторинга является
диагностика
профессионального
развития обучаемых и
внесение коррективов в
процесс
профессионального
образования, т.е.
мониторинг включает
диагностику,
прогнозирование и
коррекцию
профессионального
развития личности и
процесса образования.
Вопросы для повторения
-
Понятие мониторинга.
-
Виды мониторинга в образовании.
-
Конкретизация целей обучения и мониторинг.
-
Мониторинг когнитивного развития.
-
Мониторинг аффективной эмоционально-ценностной сферы личности.
-
Дайте определение понятию оценивание?
-
В чем на ваш взгляд преимущества и недостатки безоценочных шкал?
-
Перечислите основные достоинства и недостатки тестов.
|
|
|