Электронное учебное пособие "Теория обучения и воспитания. Педагогические технологии"

 

  Тема 6 "Организационные формы обучения и воспитания"

Цель:

  • познакомить с понятиями модели образования в современной трактовке и форм организации процесса воспитания, их классификацией;

  • рассмотреть организационные формы обучения и их многообразие в современном образовательном процессе.

План теоретического материала

  1. Понятие о современных моделях образования.

  2. Понятие о формах организации процесса воспитания.

  3. Организационные формы обучения.

  4. История организационных форм обучения.

  5. Многообразие организационных форм обучения.

  6. Основные выводы.

Понятие о современных моделях образования

Модель (от лат. Тodulus – «мера», «образец») – система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы-оригинала. Модели могут быть реальными (физическими), идеальными, математическими, информационными, графическими.

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.

Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне ее обученности и социализованности.

Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Обучающимся отводится сравнительно пассивная роль. В ней не предусмотрено место таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность. Учащиеся, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

В мировой педагогике хорошо осознана роль «параллелъной школы» – так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Но многие педагоги считают, что эти средства должны использоваться крайне осторожно, так как они отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты, живое общение. Сомнительные ценности массовой культуры, которые нередко несут радио, телевидение, кинематограф и пресса, могут разрушать, а не развивать личность ребенка.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

Особенностями дистанционного обучения являются:

  • индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному;

  • использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;

  • личностно-ориентированный характер обучения;

  • изначально заданная положительная мотивация обучения;

  • утверждение в качестве основного элемента учебного процесс а не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;

  • выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и др.

Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи: обеспечение доступности образования; создание системы непрерывного образования; повышение качества образования; обеспечение функциональной грамотности населения; предоставление обучающим и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности; предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе; возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных людей независимо от места их проживания; объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание их объединений; интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.

Понятие о формах организации процесса воспитания

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие «форма» заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Педагогической теорией и практикой создано множество форм: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.

Рассмотрим классификацию педагогических форм организации учебной и воспитательной работы.

  1. По степени сложности - простые, комплексные, сложные педагогические формы.

  2. На сегодняшний день насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педагогического процесса.

    Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности на простые, составные и сложные.

    Простые формы построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме. К ним относятся: беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др.

    Простые формы в количественном отношении представляют одну четверть от всех имеющихся. Из простых форм образуются простые и комплексные формы.

    Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразном сочетании. К ним относятся урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференции, КВН, митинги, собрания и др.

    Часто составные формы включают в себя ряд простых форм. Например, урок может включать в себя беседу, лекцию, инструктаж, диспут и др. Простые формы в рамках составной рассматриваются как методы.

    Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.

    Комплексные формы представляют собой сочетание простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни физкультурника, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники, декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения. В состав комплексной формы входят простые и составные. Например, неделя классической музыки может включать в себя посещение концертов, культпоходы в музеи музыкальных инструментов, дома - музеи различных композиторов, встречи с композиторами, музыкантами, выпуск газеты, вечер музыкальной самодеятельности.

  3. По организации деятельности – индивидуальные, групповые, фронтальные.

  4. В процессе обучения и воспитания по разному может быть организована деятельность учащихся, при этом могут быть использованы индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные) формы работы. Индивидуальная форма предполагает организацию деятельности одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность воспитанника по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение воспитанниками специфических индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности воспитанников уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.

    Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности воспитанников, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

    Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников имеет также свои недостатки: она ограничивает общение воспитанников и возможность участия в коллективных достижениях.

    Групповая форма предполагает работу воспитанников в группах по 3-6 человек или в парах. При этом группы могут выполнять одинаковые или дифференцированные задания. Работа в группах строится под руководством лидера группы – консультанта или педагога. Роль консультанта могут выполнять разные учащиеся. Для наибольшей успешности и экономичности в работе педагог может заранее готовить учащихся-консультантов. Состав групп и их величина непостоянные, они зависят от характера выполняемой работы. В группах не должно быть негативно настроенных друг к другу воспитанников.

    Групповая форма работы целесообразна при изучении литературных текстов, копий исторических документов, при подготовке тематических конференций, диспутов, докладов и др.

    Достоинства такой формы организации: возможность приобретения воспитанниками навыков совместного планирования деятельности, распределения обязанностей, взаимопомощи, развитие нравственных качеств воспитанников, воспитание ответственности, взаимного уважения.

    Групповая форма работы несет в себе также ряд недостатков: трудности комплектования групп и организации работы в них, сложности в планировании и осуществлении деятельности воспитанников в группах, проблемы при организации оценки деятельности членов группы.

    Фронтальная форма работы представляет собой совместные действия всех воспитанников класса, при этом они одновременно выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Данная форма дает наибольший эффект при сообщении новых знаний воспитанникам.

    Достоинствами фронтальной формы работы являются: возможность активного взаимодействия в группе воспитанников, создание атмосферы коллективного «думания», воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе, умения вести диалог с товарищами и педагогом, экономичность по временным и энергетическим затратам.

    Недостатками фронтальной формы работы являются: нацеленность на некоторого абстрактного усредненного воспитанника, недостаточность учета индивидуального темпа в деятельности, особенностей работоспособности, подготовленности воспитанников.

    Педагогу необходимо помнить, что только разумное сочетание указанных форм организации деятельности учащих позволит достигать наилучших результатов в учебно-воспитательной работе.

  5. По характеру связей между воспитанниками: индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

По характеру связей между воспитанниками в процессе деятельности можно выделить индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

Индивидуализированные формы предполагают различные цели и пути их достижения у всех учащихся группы (консультация, беседа, доклад и др.).

Формы взаимодействия характеризуются тем, что результат деятельности достигается усилиями каждого члена группы (субботник, эстафета, соревнование, смотры и др.).

Кооперативные формы предполагают распределение функции в группе при выполнении деятельности, направленной на достижение общей цели (кооперативный труд, игры, сборы, собрания).

Требования к формам воспитательной работы:

  1. Все формы воспитательной работы должны быть ориентированы на три канала восприятия.

  2. Любая форма воспитательной деятельности должна быть изменчивой как по содержанию, так и по методике ее проведения.

Каждая форма конструируется заново, а не основывается на имевшемся в прошлом положительном опыте именно данной формы и средств ее применения.

Организационные формы обучения

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

  1. По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

  2. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях.

  3. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

Индивидуальная форма обучения. Исторически это была самая первая форма обучения (в первобытном обществе, в античных государствах), когда ученик общался с учителем один на один и все задания выполнял индивидуально. В настоящее время эта форма обучения используется при работе с отстающими учениками при репетиторстве.

Достоинства:

  • обучение позволяет индивидуализировать содержание методы, темпы учебной деятельности детей;

  • следить за продвижением ребёнка от незнания к знанию, вносить вовремя коррекции как в деятельность ученика, так и учителя.

Недостатки:

  • неэкономичность;

  • ограниченность влияния учителя;

  • ограниченность сотрудничества с другими учениками;

Индивидуально-групповая форма обучения. Учитель занимается с группой детей обычно разного возраста и уровня подготовки. При этом учебная работа оставалась индивидуальной и проводилась учителем с каждым учеником поочередно, остальные ученики занимались своими делами. Эта форма была распространена еще в Средневековье в иезуитских и рыцарских школах. Прием детей в школы шёл в любое время года. Принимали учащихся любого возраста. Уже к концу XVI в. началу XVII вв. Эта форма обучения не отвечала потребностям общества.

Недостатки:

  • подавляющее большинство детей не охвачены обучением;

  • дети, охваченные обучением, приобретали простейшие навыки чтения, письма, счета.

Классно-урочная форма обучения. Развитие промышленности потребовало большого количества квалифицированных кадров, поэтому эта форма пришла на смену индивидуально-групповой. Зародилась она в XVI в. в Украине и в Белоруссии в братских школах (братские школы - это учебные заведения при братствах -объединения православных горожан во Львове, Вальне, Могилёве, Киеве, Луцке). А в XVII в. Я.А. Коменский разработал теоретические основы классно-урочной системы. Достоинства этой формы обучения способствовали её быстрому распространению и сейчас она является преобладающей в школах во всем мире.

Достоинства:

  • чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса;

  • простое управление этой формой обучения;

  • возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, поиска решения задач;

  • постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, их воспитание в процессе обучения:

  • экономичность обучения, т. к. учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

  • систематичность и последовательность в движении от незнания к знанию.

Недостатки:

  • ограниченное количество обучаемых;

  • ориентированность на среднего ученика; высокая трудность обучения для слабого ученика;

  • торможение развития сильного учащегося;

  • невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся — поэтому не прекращаются попытки усовершенствовать урок.

История организационных форм обучения

Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения принадлежала английскому священнику А. Беллу и учителю Дж. Ланкарстеру (конец XVIII – начало XIX в.). Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Суть – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

В начале XX в. в Европе стала создаваться Маннгеймская система (Йозеф Зиккенгер) дифференцированного обучения по способностям. При сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

В 20-е гг. XX столетия в СССР появилась бригадно-лабораторная система обучения. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителей, отчитывались коллективно.

В 50-60-е гг. XX в. Ллойдом Трампом был разработан план Трампа. Суть – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Данная система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.

По утверждению современных исследователей И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности Т. И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:

  1. Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы — школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум.

  2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений — практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.

  3. Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций — семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.

  4. Обобщение единичных знаний и их систематизация — конференции, уроки-обобщения, семинары.

  5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками — урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

Многообразие организационных форм обучения

В работе В. И. Андреева на основе анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель систематизации различных форм организации обучения, представленная ниже.

В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов:

  • общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);

  • внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

  • внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия).

Для целостного осознания особенностей форм организации учебного процесса рассмотрим его основные характеристики по представленной трехмерной модели.

theme6.jpg

Рисунок 1. Трехмерная модель систематики форм организации обучения

Общие формы организации обучения

Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.

В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность.

Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Одной из форм подобной организации обучения является репетиторство, ранее — гувернерство.

Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

Фронтальная форма, т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.

Внешние формы организации обучения

Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач.

Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками. Каждая классификация строится на каком-то определенном признаке: дидактической цели (И.Т.Огородников), цели организации занятий (М.И. Махмутов), основных этапах учебного процесса (С.В.Иванов), методах обучения (И.Н.Борисов), способах организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкин).

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков, то классификация по дидактической цели будет выглядеть следующим образом:

  • уроки изучения нового учебного материала;

  • уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

  • уроки обобщения и систематизации знаний;

  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

  • комбинированные (смешанные) уроки.

Введем понятие структуры урока, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью и наличием структурных частей.

Уроки изучения нового учебного материала. Целью урока данного типа является овладение учащимися новым материалом, что предполагает работу учителя по передаче нового материала, организации деятельности учащихся, направленной на его осмысление и усвоение, первичному закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

Структура таких уроков следующая:

  • организация учащихся;

  • краткий опрос учащихся по важнейшим разделам пройденного материала, который понадобится при освоении нового материала;

  • формирование у учащихся мотивации к деятельности по освоению нового материала, в т.ч. постановка темы и определение основных целей занятия;

  • освоение учащимися нового материала;

  • краткий опрос учащихся по новому материалу для установления обратной связи, контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала;

  • задание уроков на дом.

Уроки формирования и совершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются следующие дидактические задачи: а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; б) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; в) формирование новых умений и навыков; г) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

К урокам этого типа можно отнести выполнение самостоятельной работы; практические работы; некоторые виды экскурсий; уроки-семинары.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач:

  1. На проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета;

  2. На повторение, коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов. Обычно учитель при проведении такого урока заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, которыми учащиеся должны пользоваться, задает подготовительные задания на дом.

Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки-дискуссии, уроки семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки решения творческих заданий.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков и коррекцией усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков.

На уроке могут использоваться устный (фронтальный, индивидуальный, групповой) или письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д., зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, практикумы, контрольная самостоятельная работа и др. Такие уроки могут проводиться после изучения отдельных разделов и тем изучаемого предмета. Наиболее сложной формой заключительной проверки знаний и уровня обученности учащихся является экзамен по предмету в целом.

Урок контроля и коррекции обычно состоит из:

  • вводной объяснительной части (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы – решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.);

  • основной части – самостоятельной работы учащихся, оперативного контроля, консультаций учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах;

  • заключительной части – анализа проведенного контроля и выделения типичных ошибок и проведения коррекционной работы.

Иногда уроки этого типа включают организационную часть; объяснение задания учителем; ответы на вопросы учащихся, выполнение учащимися задания; сдачу выполненного задания (или проверку его выполнения); задание на дом; окончание урока.

Удобно проводить специальный урок работы над типичными ошибками учащихся в знаниях, умениях, навыках и способах организации учебно-познавательной деятельности. Такие уроки позволяют не только проконтролировать знания, но и провести необходимую работу по ликвидации выявленных недостатков.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в современной школе. На нем решаются дидактические задачи нескольких (иногда всех) описанных выше типов уроков. Он представляет собой комбинацию из нескольких уроков, поэтому и получил название – комбинированный.

В зависимости от характера учебной ситуации и уровня педагогического мастерства учителя различные дидактические задачи могут совмещаться, пересекаться, переходить друг в друга, менять свою последовательность. Структура комбинированного урока может быть любой.

Комбинированный урок предъявляет к учителю более жесткие требования. Кроме подбора и увязки различных элементов урока, выбора наиболее сочетаемых друг с другом форм, учителю приходится строго следить за временем, выделяемым на каждый из элементов.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.

Экскурсия — это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения. В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд дидактических функций:

  • реализует принцип наглядности обучения;

  • повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;

  • расширяет технологический кругозор учащихся;

  • играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

  • вводные, которые проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

  • текущие;

  • итоговые, которые проводятся для контроля и закрепления изученного материала.

По предметному содержанию экскурсии подразделяются на производственные, краеведческие, естественно-научные, историко-литературные и т.д.

Лекция — это древнейшая форма передачи знаний, в процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.

Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, системность, ясность изложения и активизация мышления слушателей, доказательность и аргументированность суждений, учет особенностей аудитории, сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя, использование дидактических материалов и технических средств.

Данные принципы получают свое развитие при определении основных структурных компонентов лекции:

  • вводная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и рекомендуемой литературой;

  • главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы;

  • заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.

Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога. Целями семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, а также целенаправленный контроль за освоением знаний со стороны педагога и критическое обсуждение творческих работ учеников (рисунков, сочинений, продуктов технического творчества, исследовательских докладов и т.д.). Проводятся различные виды семинаров — семинары-конференции, семинары-консулыпации, коллоквиумы, семинары-зачеты.

Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на практике. Как правило, применяется при изучении дисциплин естественно-научного цикла, в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся, проводится в лабораториях, мастерских и учебных кабинетах. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом. Ценность практических занятий заключается в том, что при их проведении осуществляется оперативная обратная связь и вносятся необходимые коррективы.

Практикум — это вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики, а материал его часто служит иллюстрацией к лекции. В основе практикума лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи и большое внимание уделяется обучению специальным приемам и способам профессиональной деятельности (профессиональный тренинг), овладению научной терминологией, умению устанавливать связи между различными научными категориями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Лабораторная работа — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его — реализация следующих основных функций:

  • овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования;

  • развитие творческих исследовательских навыков учащихся;

  • расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются:

  • обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;

  • самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы;

  • консультации учителя в процессе обучения;

  • обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;

  • письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания;

  • контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.

Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.

Основные выводы

Модель (от лат. Тodulus – «мера», «образец») – система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы-оригинала. Модели могут быть реальными (физическими), идеальными, математическими, информационными, графическими

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.

Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие «форма» заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов:

  • общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);

  • внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

  • внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия).

Вопросы для повторения

  1. Назовите основные четыре модели образования.

  2. Дайте определение понятию форма.

  3. Какие общие функции выполняют формы воспитательной работы?

  4. Как создаются формы воспитательной работы?

  5. Для чего необходимо изучать эффективность формы воспитательной работы?

  6. По каким критериям классифицируются формы организации обучения?

  7. Перечислите общие формы организации обучения.

  8. Дайте определение понятию урок.

Скачать теоретический материал

 

На главную Содержание