Электронное учебное пособие "Теория обучения и воспитания. Педагогические технологии"

 

  Тема 5 "Методы обучения и воспитания"

Цель:

  • познакомить студентов с понятиями методы обучения и методы воспитания, их классификацией;

  • рассмотреть основные виды контроля;

  • ознакомить студентов с методами стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

План теоретического материала

  1. Понятие о методах воспитания, их назначение, функции и классификация.

  2. Методы формирования сознания личности.

  3. Методы самовоспитания.

  4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

  5. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

  6. Понятие о методе обучения, классификация методов обучения в исследованиях И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского.

  7. Методы контроля и самоконтроля.

  8. Методы формирования познавательного интереса.

  9. Критерии и этапы выбора методов обучения.

  10. Основные выводы.

Понятие о методах воспитания, их назначение, функции и классификация

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях:

  1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

  2. Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку (учащемуся, студенту) социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского и профессионального роста.

  3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентаций в процессе совместной деятельности и общения.

  4. Функция индивидуализации предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.

  5. Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям и учащейся молодежи в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением.

  6. Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.

  7. Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры.

«Мы не говорим педагогам,— писал К. Д. Ушинский,— поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?».

Таким образом, выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  1. Цели и задачи воспитания.

  2. Содержание воспитания.

  3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

  4. Уровень сформированности коллектива.

  5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».

  6. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

  7. Уровень педагогической квалификации.

  8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).

  9. Ожидаемые последствия.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

  2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности.

  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

  3. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы формирования сознания личности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут– столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Педагогическая эффективность этого метода зависит от принятой воспитателем формы обращения к учащемуся, его авторитета, нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению.

Методы самовоспитания

Самовоспитание - систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития.

К данной группе методов относятся:

  • Самонаблюдение - наблюдение объектом которого являются психические состояния и действия же наблюдающего субъекта.

  • Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики.

  • Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

  • Самоотчет - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем.

  • Самоодобрение (поощрение) - ключ к положительным переменам в нашей жизни.

  • Самоосуждение (наказание) - осуждение собственных действий, поступков.

К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Внушение - это воздействие на субъекта, позволяющее влиять на его мыслительные процессы и поведение, а также получить реакцию на стимул, направленный на подсознание человека. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что учащийся некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов

Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один — субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование – это форма деятельности, борьба, соперничество за достижение лучшего результата. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;

  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

  • строго соблюдать педагогический такт;

  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Понятие о методе обучения, классификация методов обучения в исследованиях И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Методы обучения являются одним из основных структурных компонентов процесса обучения. Если цели и содержание обучения определяют чему следует учить, то методы обучения рекомендуют как это нужно делать.

Длительное время (до конца 50-х годов прошлого столетия) в качестве основного признака метода обучения выделялись виды (формы) внешней деятельности учителя и учащихся: метод рассказа, метод решения задач, метод работы с книгой, метод демонстрации и т.д. Одни из этих форм характеризуют деятельность учителя, другие – деятельность ученика. Такой внешний подход не раскрывал сущности метода обучения, представляющего взаимосвязи преподавания, учения и содержания образования.

Классификации методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется учебно-познавательная деятельность (или способ усвоения) обучающихся в усвоении ими изучаемой содержательной учебной информации. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (рассказ, лекция, экскурсия и др.) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения - знания знакомство.

  2. Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности – способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Уровень усвоения знаний второй - действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях.

  3. Метод проблемного обучения - он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью убедительности решения проблемы. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание. Уровень усвоения знаний третий - знание - умение.

    Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).

    Проблемное обучение ставит своей задачей:

    1. Развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

    2. Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

    3. Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

    Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:

    1. Увидеть, найти проблему (требует немалых усилий);

    2. Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления);

    3. Поиск вариантов решения (не меньше трех);

    4. Синтез рационального (оптимальный вариант решения).

    Можно выделить три вида проблемного урока: проблемно-исследовательский (учащиеся выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а учащиеся ищут варианты решения и оптимальный вариант); проблемно-обобщающий (учащиеся находят только оптимальный вариант). Например, применение перфокарт на уроках биологии может быть использован в частично-поисковом и исследовательском методах. Но можно также представить приемы, решающие проблему обучения и обслуживающие только исследовательский метод: выдвижение гипотезы, корректировка вопроса, установление причинно-следственных связей, которые с успехом можно использовать в преподавании, например, на уроках естественного цикла.

    Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы, важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться; долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении. Не следует забывать об определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности.

    Научиться активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной и самостоятельной работы. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято.

  4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания - трансформация.

  5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности. Уровень усвоения знаний третий и четвертый - знания-умения и знания - трансформация.

Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающимися:

    • словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

    • индуктивный и дедуктивный (логический аспект);

    • репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

    • самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).

  2. Методы стимулирования и мотивации:

    • интереса к учению;

    • долга и ответственности в учении.

  3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устный, письменный, лабораторно-практический.

Методы контроля и самоконтроля

К методам контроля относят:

  1. Метод устного опроса, который предусматривает проверку знаний, умений и навыков учащихся; используются репродуктивные (направленные на воспроизведение изученного), реконструктивные (требуют применения знаний и умений в измененных ситуациях), творческие (применение знаний и умений в нестандартных условиях) вопросы и задания; по охвату учащихся проверкой такой опрос имеет групповой, фронтальный или индивидуальный характер, может заканчиваться выставлением поурочного балла).

  2. Метод письменного контроля (письменные ответы на заранее подготовленные вопросы, предметные диктанты).

  3. Метод графической контрольной проверки (выявление знаний с помощью графиков, таблиц, рисунков, чертежей и т.д.).

  4. Метод лабораторного контроля (проверяются умения учащихся пользоваться лабораторным оборудованием).

  5. Метод программированного контроля (осуществляется с помощью компьютеров).

  6. Метод тестового контроля (безмашинный и машинный).

  7. Метод взаимоконтроля учащихся (предусматривает помощь сильных учеников слабым).

  8. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Будучи качеством личности и условием ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы.

Методы самоконтроля, направленные на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствуют переводу процесса воспитания в самовоспитание. Среди этих методов можно выделить самоанализ и самопознание.

Методы формирования познавательного интереса

Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

  1. Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

  2. Наличием познавательной стороны этих эмоций;

  3. Наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Преподаватели умело применяют этот фактор в повседневном обучении, используют методы эмоционально-нравственного стимулирования

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Основным источником интереса к самой учебной деятельности является прежде всего её содержание. Ведь сам метод выступает в роли способа движения содержания. Для того чтобы содержание оказало особенно стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное и развивающее влияние и т.д.).

Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы и т.д. С этой целью преподаватели подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае учащиеся значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.

К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, вызывая на этой основе новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определённые трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путём дифференцированной помощи ученикам, путём поощрения промежуточных действий учащегося, путём обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий.

Все эти методы придают словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительное стимулирующее влияние.

Критерии и этапы выбора методов обучения

Большинство из исследователей проблемы методов обучения, приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данный момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Соответствие методов принципам обучения;

  • Соответствие целям и задачам обучения;

  • Соответствие содержанию данной темы;

  • Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития);

  • Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения;

  • Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения;

  • Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Основные выводы

В практической деятельности преподаватель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Отбор форм и методов воспитания напрямую связан с индивидуальными особенностями личности педагога и осуществляется по основным характеристикам его воспитательной деятельности – личностно-органичному, ситуативно-адекватному, педагогически-целесообразному.

Педагогическое воздействие есть средство, выражающее сущность и содержание определенного метода воспитания.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим».

Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому преподавателю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.

Классификации методов обучения помогают учителю-практику, они способствуют, во-первых, осознанному усвоению теории методов; во-вторых, целенаправленному выбору метода и сознательному его применению в нужном месте, в нужный момент.

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Важную роль в педагогическом процессе играют методы воспитания, которые представляют собой совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение понятию метод воспитания.

  2. Перечислите основные функции воспитания.

  3. Поясните, для чего необходим фактор возрастных особенностей при выборе методов воспитания.

  4. Как Вы думаете, какие могут быть последствия при неправильном выборе методов воспитания по отношению к обучаемому?

  5. Назовите методы формирования сознания личности.

  6. Перечислите основные методы контроля, применялись ли к Вам какие-либо из них?

  7. Дайте определение понятию метод самовоспитания.

  8. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

  9. Присутствует ли в Вашей группе метод соревнования, если да, то Ваше отношение к нему?

  10. Дайте определение понятию метод обучения.

  11. Назовите методы эмоционального стимулирования учения.

  12. Какими критериями необходимо руководствоваться при выборе и сочетании методов обучения?

Скачать теоретический материал

 

На главную Содержание