Ручное тестирование – это процесс поиска дефектов в работе программы, когда специалист по тестированию проверяет работоспособность всех компонентов программы, исполняя роль пользователя приложения. Часто, для точности проверки, специалист по тестированию использует заранее заготовленный план тестирования, в котором отмечены наиболее важные аспекты работы программы.
Ручное тестирование – это ключевой этап разработки программного обеспечения. Специалист по тестированию может не придерживаться строго плану тестирования, а отклоняться от него для более полного тестирования, приближенного к использованию программы обычным пользователем.
Крупные проекты придерживаются строгой методологии тестирования в целях выявления максимального количества дефектов. Системный подход к тестированию включает в себя несколько этапов:
1. Выбор методологии тестирования, приобретение необходимого оборудования (компьютеры, программное обеспечение), принятие людей на должность специалистов по тестированию;
2. Составление тестов с описанием выполнения и ожидаемым результатом;
3. Передача наборов тестов специалистам по тестированию, которые вручную выполняют тесты и записывают результаты;
4. Передача результатов тестов разработчикам в подробном докладе с описанием всех выявленных проблем для обсуждения и исправления дефектов.
Для тестирования могут быть использованы статический и динамический подходы. Динамические подход включает в себя запуск программного обеспечения. Статистическое тестирование включает в себя проверку синтаксис и другие особенности кода программы.
Тестирование может быть функциональным и не функциональным. Функциональное тестирование - это проверка рабочей области программного обеспечения. Не функциональное тестирование - проверка производительности, совместимости и безопасности тестируемой системы.
При функциональном тестировании через пользовательский интерфейс проверяются не только тестовые варианты, разработанные для проверки функционала, но и основные стандартные функции приложения, которые должны быть реализованы по умолчанию для удобства пользования и поддержания стандартов платформы. Для приложения на платформе Windows имеются следующие тестовые случаи:
1. Окно приложения
a. Каждое окно приложения должно содержать название окна или приложения, которые должны быть понятны пользователю.
b. Работоспособность элементов системного меню («переместить», «закрыть», «изменить размер» и т.д.)
c. Весь текст проверяется на наличие орфографических и грамматических ошибок.
d. Элементы управления находящиеся в фокусе имеют измененный вид (подсветка, другой цвет и т.д).
e. Неработоспособность неактивных элементов управления.
2. Текстовые поля
a. Появление курсора для редактирования, при нажатии на тестовом поле. Нередактируемые поля не имеют действий.
b. Проверка переполнения поля, а также размеры поля (ширина и высота).
c. Ввод недействительных или специальных символов.
3. Переключатели (Radio buttons)
a. Выбор только одного переключателя в группе.
4. Флажки (Check boxes)
a. Возможность выбора любого сочетания флажков.
b. Щелчок по флажку должен выбирать его или отменять выбор.
5. Кнопки (Push Buttons)
a. Щелчок мышью на каждой кнопке должен активировать ее и запускать требуемое действие.
b. Аналогичный эффект после придания кнопке фокуса должен достигаться при помощи клавиш пробела или enter.
6. Раскрывающийся список (ComboBox)
a. Нажатие на стрелку должно открывать список опций для выбора пользователем. Этот список может иметь полосу прокрутки.
7. Список (List Boxes)
a. Должен допускать выбор одного элемента.
b. Следует убедиться, что все элементы списка могут быть отображены при помощи полосы прокрутки.