Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10218
Название: Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере
Другие названия: Sociological portrait of the senior of the university (elite) gymnasium in tyumen region
Автор: Shafranov-Kutsev, G. F.
Efimova, G. Z.
Шафранов-Куцев, Г. Ф.
Ефимова, Г. З.
Дата публикации: 2014-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Шафранов-Куцев, Г. Ф. Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере / Г. Ф. Шафранов-Куцев, Г. З. Ефимова // Образование и наука. — 2014. — № 10. — С. 76-92.
Аннотация: The aim of the study is to show and analyze the situation and aspects of work with gifted children and teenagers that are aimed at preservation of a gene pool of the country; and revealed to be the most important condition of formation of the future highly professional elite in Russia. The most efficient forms of establishing such activities are emphasized; the basic psychological and pedagogical methods of this activity are shown. The most important qualities of schoolaged children that are notable for not ordinary mental abilities are noted in the present study. Methods and techniques. The article presents the results of the empirical sociological survey of senior schoolchildren and the results of the sample survey of senior students undertaken in five regions of the Ural Federal District. The software package for statistical analysis (SPSS) was used for data evaluation. Scientific novelty. Federal and regional infrastructure oriented to work with gifted children is considered in the study; the ways of efficiency assessment are investigated. The concept «elite school (high-class)» is refined. The sociological portrait of the senior pupil trained in specially created establishment of the elite general education is presented. Results. The authors pay special attention to the analysis of the focused work with gifted children and teenagers in the Tyumen region. A special focus is laid on the Academic Gymnasium of Tyumen State University that was included in the list of top 25 secondary schools of Russia. Spiritually-moral values and social-professional choices of senior students both of an elite gymnasium and ordinary secondary schools are revealed and compared in the course of sociological research. It is found out that gymnasium schoolchildren are remarkable for their social optimistic approach to their life, they are more pragmatic in the issues of their future professional preferences, and moreover, they are active in their choices and career guidance. But there are also some negative issues that have to be adjusted within educational work. It is important to achieve as more as possible adequate, realistic student’ self-estimation of their potential and possibilities; to take steps for number decrease «potential migrants» among the most talented part of youth. Practical significance. The research results can be used while deepening the scope of knowledge on the sociological graduates’ portrait of elite or high-class educational institutions. These results can also lay the basis for undertaking some steps that would make the native city and the region more attractive for talented youth. The research methodology can be used by scholars in the field of sociology, psychology and pedagogics for pre-arranged and strategic researches implementation 
В статье освещаются состояние и аспекты работы с одаренными детьми и подростками, направленной на сохранение генофонда страны и являющейся важнейшим условием формирования будущей высокопрофессиональной элиты. Выделены наиболее эффективные формы организации и показаны основные психолого-педагогические методы этой деятельности. Обозначены наиболее важные качества детей школьного возраста, отличающихся неординарными интеллектуальными способностями. Методика и методы. Эмпирическое социологическое исследование, описанное в статье, проводилось методом сплошного анкетного опроса учащихся 10-х и 11-х классов академической гимназии Тюменского государственного университета и выборочного опроса старшеклассников пяти субъектов Уральского федерального округа. Для анализа данных использовалась компьютерная программа статистической обработки SPSS. Научная новизна. Авторами публикации рассмотрены современная федеральная и региональная инфраструктура работы с одаренными детьми и способы оценки эффективности подобной работы. Скорректировано понятие «элитная школа». Представлен социологический портрет старшеклассника, обучающегося в специально созданном учреждении элитного общего образования. Результаты. Проанализирована целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке талантливых детей в Тюменском регионе. В качестве примера описан опыт академической гимназии при Тюменском государственном университете, вошедшей в топ-25 лучших школ России. В ходе социологического исследования выявлены и сопоставлены духовно-нравственные ценности и социально-профессиональные ориентации старшеклассников элитной гимназии и обычных общеобразовательных школ. На основе результатов опросов выяснено, что по сравнению со своими сверстниками гимназисты отличаются большим социальным оптимизмом, более прагматичным подходом к профессиональному самоопределению и демонстрируют активную жизненную позицию. При выборе будущей профессии самыми значимыми для них критериями являются интерес к конкретной специальности и ее соответствие их индивидуальным способностям. Обнаружены и некоторые негативные моменты, требующие особых учебно-воспитательных и организационных мер. Необходимо, в частности, добиваться как можно более адекватной, реалистичной самооценки учащимися своего потенциала и возможностей; предпринять шаги для снижения числа «потенциальных мигрантов» среди наиболее талантливой части молодежи. Практическая значимость. Результаты исследования расширяют знания о личностных характеристиках выпускников элитных учебных заведений общего образования и могут служить базой для принятия мер, способствующих закреплению одаренных молодых людей в родном городе и регионе. Методика изложенного исследования может быть полезна социологам, психологам и педагогам для проведения плановых и оперативных мониторинговых исследований 
Ключевые слова: GIFTED CHILDREN AND TEENAGERS
ELITE SCHOOL (HIGH-CLASS SCHOOL)
SPIRITUAL AND MORAL VALUES
VOCATIONAL GUIDANCE OF SENIOR SCHOOL STUDENTS
ОДАРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЭЛИТНАЯ ШКОЛА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука. 2014. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_10_119_07.pdf309,93 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.