Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10220
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorMoshkova, O. M.en
dc.contributor.authorМошкова, О. М.ru
dc.date.accessioned2016-05-18T14:19:30Z-
dc.date.available2016-05-18T14:19:30Z-
dc.date.issued2014-12-
dc.identifier.citationМошкова, О. М. Ретардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексии / О. М. Мошкова // Образование и наука. — 2014. — № 10. — С. 105-117.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttp://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/340/336en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10220-
dc.description.abstractThe research aim is to reveal diagnostics possibilities of incompleteness of subsequent visual scanning and holistic strategy of an identification of the visual cues affected on successful children reading skills formation. Methods. While working out the diagnostic methodology of deterioration of reading skills (dyslexia), the author relies on the ontogenetic principles (from simple to complicated), integrity, system approach and fundamental principles on common principles of speech development (B. G. Anan’ev, L. I. Beljakova, N. I. Zhinkin, A. A. Leont’ev, T. N. Ushakova). Besides the principles of specific pedagogics, the author uses general pedagogical principles as presentation, accessibility, consciousness, concretenesses, an individual approach, stage-by-stage skills formation, etc. The methods of direct application on defective activity and didactic information (selection and arrangement are considered). Results. The author specifies the characteristics of visual perception affected on successful reading skills acquirement of schoolchildren during the period of primary education due to the detection of suppositions to deterioration of their reading skills (dyslexia) and graded-correctional effect on them. The types of visual scanning or search such as consistent field of gaze fixation from left to right and the chaotic search presented with «spasmodic» returnable eye movements. Additionally, the strategies of a visual identification are defined: holistic (a complete identification of hierarchically organised visual cues) and analytical (element-by-element recognition). It is proved that in the course of training to reading children gradually go over from chaotic to the consecutive search necessary for right-hand visual scanning of the text; and from analytical strategy to holistic. Retardation of visual perception development (shown in absence of the given transition) causes occurrence of dyslexia. Scientific novelty. The author presents own developed and tested diagnostic methodology that allows finding out an underlying risk for dyslexia emergence; it is related to chaotic visual search and analytical strategy of an identification of printed characters. The traditional method of coping with the reading skills defect is updated with new methods and techniques of correctional actions which are directed at visual perception improvement. Practical significance. Proposed diagnostic methods can be used by speech therapists or speech-language pathologists of general education institutions for early detection and warning of the reading skills defecten
dc.description.abstractЦель исследования – выявить возможности диагностики несформированности последовательного визуального сканирования печатного текста и холистической стратегии опознания зрительных стимулов, влияющих на успешное формирование у детей навыка чтения. Методология и методы. При разработке диагностической методики выявления нарушения чтения автор опирался на принципы онтогенетичности (от простого к сложному), комплексности, на системный подход и основные положения о закономерностях речевого развития, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Беляковой, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ушаковой. Помимо принципов, используемых в специальной педагогике, учитывались общие педагогические принципы: наглядности, доступности, сознательности, конкретности, индивидуального подхода, поэтапного формирования навыков и др. В исследовании применялись метод прямого воздействия на нарушенную функцию и метод организации дидактического материала, предполагающий его подбор и систематизацию. Результаты. Для обнаружения у детей предпосылок к нарушениям чтения и дифференцированного коррекционного воздействия на них выделены параметры визуального восприятия, влияющие на успешность овладения чтением школьниками в период начального обучения. Описаны виды визуального поиска: последовательное слежение взором, направленным слева направо, и хаотический поиск, проявляющийся в «скачкообразных» возвратных движениях глаз; определены стратегии визуального опознания: холистическая (целостное опознание иерархически организованных зрительных стимулов) и аналитическая (поэлементное опознание). Доказано, что в процессе обучения чтению у детей осуществляется постепенный переход от хаотического к последовательному поиску, необходимому для правостороннего зрительного сканирования текста, и от аналитической стратегии к холистической. Выявлена ретардация развития визуального восприятия, проявляющаяся в отсутствии данного перехода, которая и обусловливает возникновение нарушения чтения. Научная новизна. Впервые разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая на ранних этапах обнаруживать предрасположенность к возникновению нарушения чтения, связанного с хаотическим визуальным поиском и аналитической стратегией опознания печатных знаков. Традиционная методика преодоления нарушений чтения у детей младших классов дополнена новыми методами и приемами коррекционной работы, направленными на развитие визуального восприятия. Практическая значимость. Диагностическая методика раннего выявления и предупреждения нарушений чтения (дислексии) может использоваться логопедами общеобразовательных учреждений  ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2014. №10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectDYSLEXIAen
dc.subjectDETERIORATION OF READING ALOUD SKILLSen
dc.subjectRETARDATION OF VISUAL PERCEPTIONen
dc.subjectДИСЛЕКСИЯru
dc.subjectНАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХru
dc.subjectРЕТАРДАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯru
dc.titleРетардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексииru
dc.title.alternativeRetardation of visual perception as a criterion for early detection of dyslexiaen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage105-
local.description.lastpage117-
local.issue10 (119)-
local.volume16-
local.identifier.temp10.17853/1994-5639-2014-10en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_10_119_09.pdf349,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.