Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10231
Название: Формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза в системе дополнительного образования
Другие названия: Training the competitive graduates of pedagogical higher schools via the system of additional education
Автор: Amirova, L. A.
Fedorova, Y. A.
Амирова, Л. А.
Федорова, Ю. А.
Дата публикации: 2014-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Амирова, Л. А. Формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза в системе дополнительного образования / Л. А. Амирова, Ю. А. Федорова // Образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 85-97.
Аннотация: The paper is devoted to the problem of professional selfdetermination, which involves selection of and enrolment in a particular educational institution, as well as preparation for a job placement after graduation in the fast changing labor market. Additionally, the authors point out the related complications, caused by deformations in the professional orientation system, and leading to a professional self-identification crisis. The aim of the research is to demonstrate that fostering the competitive university graduates -the priority task of the modern higher school - requires psycho-pedagogical facilitation, and flexible alternative application of available resources of time, content, organization, and technology. However, the necessity to follow the Federal State Educational Standards and other regulatory procedures slows down the higher school’s response to changing realities, and hinders the prompt development of mobile and adaptive educational programs. As an effective tool for solving the problem of professional selfidentification, the author recommends the variational programs of additional education, regarded as an option to the major specialization. The paper discusses the “School of Professional Success” project, approbated in Bashkirsky State Pedagogical University, based on the competence and person-oriented approaches, and analytical monitoring of students’ requirements for additional skills and knowledge. The above experience can be further extrapolated to different fields of training
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из-за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Кроме того, авторы справедливо указывают, что процесс профессионального самоопределения осложнился деформациями в области профориентации, где акценты сместились с просвещения на рекламу, далеко не всегда достоверную и добросовестную, результатом чего становится ошибочный выбор будущей специальности, а в дальнейшем – кризис профессиональной самоидентичности. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза – формирования конкурентоспособного выпускника – требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Однако обязанность неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов не позволяет вузам оперативно реагировать на меняющиеся реалии и сделать основные образовательные программы действительно мобильными и адаптивными. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации. В качестве примера описывается разработанный и апробированный в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы проект «Школа профессионального успеха», методологическую основу которого составили компетентностный и личностно-ориентированный подходы, а содержательное наполнение производилось исходя из аналитических данных мониторинга потребностей студентов в дополнительных умениях и знаниях. Полученный опыт может быть экстраполирован на другие направления подготовки
Ключевые слова: PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
COMPETITIVENESS
EDUCATION PROJECT
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 2 (2014)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_2_111_08.pdf276,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.