Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10232
Title: Образовательная деятельность православной церкви в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в.
Other Titles: Educational activity of the russian orthodox church in Western Siberia in the late 19th and early 20th centuries
Authors: Valitov, A. A.
Валитов, А. А.
Issue Date: 2014-02
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Валитов, А. А. Образовательная деятельность православной церкви в Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. / А. А. Валитов // Образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 98-112.
Abstract: The paper looks at the educational activities of the Russian Orthodox Church in Western Siberia from the late 19th to the mid-20th century. The analysis of archival material reflects the foundation, development and evolution of parish schools in Western Siberia; the activity of the eparchy inspectors and parish school boards being outlined. The main emphasis is on the Tomsk eparchy – the regional leader in successful primary school development in Western Siberia. For many Russian citizens then, the parish schools were the only available educational institutions. In Western Siberia, the ascetic enlightening activity of the clergymen had a great impact on raising the literacy level; the process being complicated by the vast territories, remoteness of the settlements, and lack of local schools. The research demonstrates the parallel evolution of the parish and civil education, however, the former one was always ahead in many aspects. The competition between the two systems stimulated new effective educational methods and teacher training processes, and contributed a lot to the Russian primary education development. The paper might be of interest to the experts in education and church history, and local historians
В статье описывается просветительская деятельность русской православной церкви в конце XIX – первой половине XX в. Автор излагает результаты предпринятого им анализа архивных материалов, освещающих активный процесс организации и эволюции начальных церковных школ в Западной Сибири. Освещены аспекты работы института епархиальных наблюдателей и епархиальных училищных советов. Особенно подробно рассмотрены особенности формирования системы элементарного обучения в Томской губернии, которая была безусловным региональным лидером в успешном продвижении школьного дела. Показано, что энергичное подвижничество священнослужителей в области народного просвещения было обусловлено государственными задачами распространения грамотности среди населения. Для многих подданных Российской империи церковные школы были единственной возможностью приобщиться к знаниям. В Западной Сибири, при обширности территорий, большой отдаленности населенных пунктов друг от друга и отсутствии земских учреждений, значение образовательной деятельности духовенства было особенно велико. Демонстрируется, что система церковных школ эволюционировала параллельно с системой светского образования аналогичного уровня, причем первая по многим показателям практически всегда опережала последнюю. Конкуренция между двумя системами заставляла изыскивать новые эффективные методы работы и постоянно совершенствовать профессиональную подготовку преподавательских кадров, что в конечном счете сыграло положительную роль в развитии отечественного начального образования. Статья адресована специалистам, занимающимся историей образования, историей церкви, а также краеведам
Keywords: RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
PARISH SCHOOL
LITERACY SCHOOL
WESTERN SIBERIA
EPARCHY SCHOOL BOARDS
OMSK EPARCHY
TOBOLSK EPARCHY
TOMSK EPARCHY
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА
ШКОЛЫ ГРАМОТЫ
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩНЫЕ СОВЕТЫ
ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
ТОБОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука № 2 (2014)
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_2_111_09.pdf687,93 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.