Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10233
Название: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о духовности
Другие названия: F. M. Dostoyevsky and L. N. Tolstoy about spirituality
Автор: Strutsenko, S. V.
Струценко, С. В.
Дата публикации: 2014-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Струценко, С. В. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой о духовности / С. В. Струценко // Образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 112-124.
Аннотация: The paper is devoted to the urgent issue of moral personality formation in the framework of the modern education system. Both the society and education specialists are concerned about the unsatisfactory moral education of the growing generation. For solving the problem of moral revival, the author considers the Russian pedagogical heritage – particularly, the philosophical and publicistic works of F. M. Dostoyevsky and L. N. Tolstoy. The paper provides the modern definition of spirituality as the intellectual essence of the human being, based both on the deep knowledge of nature, society, human individuality and humanistic or religious values outweighing the selfish needs. In author’s opinion, the pedagogical concepts developed by Dostoyevsky and Tolstoy are still relevant, being aimed at developing the free personality and addressing the universal human values. The ideas and concepts of the 19th century’s outstanding thinkers perfectly correspond with the currently proclaimed educational content: they define the man as the highest society value; direct all the principles and parenting practices of spiritual and ethic education at creativity development, self-development, and self-improvement; and acknowledge a student’s individuality
Начало статьи в предыдущем номере. Статья посвящена актуальной проблеме формирования духовной личности в современной системе образования. Общественность и специалисты, занимающиеся вопросами воспитания, единодушно выражают озабоченность тем, что в настоящий период процесс духовно-нравственного становления подрастающего поколения осуществляется неудовлетворительно, что во многом обусловлено сложной социокультурной ситуацией в новейшей России. С точки зрения автора, решить проблему возрождения духовности может обращение к богатейшей истории отечественной педагогики, в частности к философско-публицистическому наследию Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Дано определение духовности: в современном понимании это интеллектуальная сущность человека, результат глубинного освоения им знаний о природе, обществе и человеке, проявление в нем подлинно человеческого, возвышающего его над эгоистическими потребностями. Автор публикации считает, что духовность основывается прежде всего на гуманистических ценностях, в том числе принадлежащих религиозной культуре. Показано, что педагогические концепции Толстого и Достоевского привлекательны сегодня тем, что они направлены на свободное формирование личности на основе общечеловеческих идеалов и усиливают гуманистическое движение «развития разумного человека». Положения работ и идеи двух выдающихся писателей-мыслителей XIX в. созвучны декларируемому, но пока не реализованному содержанию образования, в котором, во-первых, человек провозглашается высшей ценностью; во-вторых, все принципы и методы воспитания духовно-нравственной личности нацелены на активизацию ее творческой деятельности, саморазвитие, самосовершенствование; в-третьих, признается право ребенка на индивидуальность 
Ключевые слова: PEDAGOGY
SPIRITUALITY
PERSONALITY FORMATION
SOCIAL AND AXIOLOGICAL EDUCATION
ПЕДАГОГИКА
ДУХОВНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 2 (2014)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_2_111_10.pdf1,15 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.