Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10237
Title: Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичностй
Other Titles: Globalization and higher education: a way to the global citizenship or loss of national identity
Authors: Oskolova, T. L.
Осколова, Т. Л.
Issue Date: 2014-01
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Осколова, Т. Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичностй / Т. Л. Осколова // Образование и наука. — 2014. — № 1. — С. 28-43.
Abstract: The paper considers the influence of globalization (both its positive and negative effects) on higher education systems worldwide including the USA and Russia. The research analyzes the potential of higher educational institutions for raising students’ capability of living and working in the global environment, which implies both raising the global competencies and preserving the traditional national and cultural values. Applying the comparative historical method, the author traces the US history that combines the “macdonaldization” period and long records of poly-cultural social interactions and cross-cultural adaptations. As an alternative to the existing pragmatic approach, the author puts forward the multicultural educational paradigm which is a culture relevant, valuebased system of moral and civil education focused on preservation of unique national features and simultaneous development of universal human values. The research objectives include critical evaluation of the USA experience, regarding the advantages and disadvantages of commercialized education; and identification of the pragmatic approach consequences in Russia, such as unification and simplification of education, and negative impact on the cultural and national identity formation. The research findings could be used for developing the higher education strategy as well as the curriculum on globalistics, multicultural education, and cross-cultural communications
В статье рассматривается как положительное, так и отрицательное влияние глобализации на государственные системы высшего образования, в том числе в США и России. Анализируется потенциал вузов относительно формирования у студентов способности жить в глобальном мире, т. е. формирования глобальных компетенций и сохранения традиционных национально-культурных ценностей. При помощи сравнительно-исторического метода автор публикации показывает преимущества и недостатки коммерциализированного образования, возможные негативные последствия распространения прагматического подхода, заключающиеся прежде всего в усреднении и упрощении профессионального обучения и утрате культурно-национальной идентичности личности. В качестве альтернативы широко распространившемуся в последнее время прагматическому подходу к подготовке специалистов предлагается осваивать опыт мультикультурного образования, представляющего собой культуросообразную ценностно-ориентированную систему, приоритетами которой являются нравственное и гражданственно-патриотическое воспитание, сохранение национально-культурной специфики населения, ориентация на общечеловеческие ценности. Обосновывается необходимость дополнительного изучения сложившихся зарубежных теории и практики мультикультурного образования для выяснения их применения в российских условиях. Результаты предпринятого исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций для стратегии развития высшей школы, а также при разработке программ учебных курсов по глобалистике, поликультурному образованию и межкультурной коммуникации
Keywords: HIGHER EDUCATION
NATIONAL IDENTITY
CULTURAL IDENTITY
GLOBAL COMPETENCES
MULTICULTURAL EDUCATION
HUMANISTIC EDUCATION
GLOBAL SOCIETY
MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2014. №1
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_1_110_04.pdf320,57 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.