Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10861
Title: Структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности учащихся профессиональной школы
Other Titles: Structural and content model developing the students’ competence in energy conservation
Authors: Zeyer, E. F.
Lebedev, E. F.
Fedorova, S. V.
Зеер, Э. Ф.
Лебедева, Е. В.
Федорова, С. В.
Issue Date: 2014-04
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Зеер, Э. Ф. Структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности учащихся профессиональной школы / Э. Ф. Зеер, Е. В. Лебедева, С. В. Федорова // Образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 55-68.
Abstract: The paper deals with one of the urgent problems of the postindustrial society – rational consumption of energy resources. The authors point out the objective and subjective energy-saving factors, as well as the reasons behind the neutral and indifferent attitude to the energy saving. The given concept is specified as the complex of actions designed for decreasing the futile energy losses. The energy saving policy requires the adequate competence that should be developed from the pre-school age and maintained through the system of life-long learning. The crucial role in developing the competence in question belongs to the teachers fully endowed with the necessary psychological and pedagogical knowledge. The paper defines the concept of energy saving competence, and analyzes its axiological, motivational, cognitive, and reflexive components, along with the energy related ecological qualities in order to single out the adequate criteria of rational energy utilization. In conclusion, the authors come out with the structural content model designed for fostering the energy-saving competence, including the objective, operational, organizational, and reflexive blocks. Additionally, the paper contains the approximate list of general cultural and professional competences, as well as the ways of their acquisition by vocational school students and teachers 
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного постиндустриального общества – рациональное использование энергоресурсов. Авторами выделены объективные и субъективные группы факторов, влияющих на энергосбережение; рассмотрены причины равнодушного, психологически нейтрального отношения к энергосбережению. Уточнено понятие энергосбережения как комплекса мер, основной целью которых является снижение бесполезных потерь энергии. Реализация энергосбережения во всех сферах жизнедеятельности требует от человека адекватной компетентности, которую необходимо формировать уже в дошкольном возрасте и продолжать развивать и поддерживать через систему непрерывного образования в течение всей жизни. Решающее значение в обеспечении этого процесса принадлежит педагогам, обладающим соответствующей психолого-педагогической подготовкой. Вводится понятие энергосберегающей компетентности, содержательно анализируются ее компоненты (ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный), а также энергоэкологические качества, позволяющие выделить основные критерии готовности к рациональному и разумному использованию энергоресурсов. Итогом работы является структурно-содержательная модель формирования энергосберегающей компетентности в системе непрерывного образования, включающая четыре взаимосвязанных блока – целевой, операциональный, организационно-деятельностный, рефлексивный. Определен примерный перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций, развитие которых целесообразно осуществлять в профессиональной школе. Обозначены возможные пути приобретения этих компетенций учащимися и педагогами профессионального обучения 
Keywords: ENERGY SAVING
ENERGY SAVING COMPETENCE
ENERGY RELATED ECOLOGICAL QUALITIES
ENERGY EFFICIENCY GROWTH
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ЭНЕРГОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука № 4 (2014)
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_4_113_006.pdf654,72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.