Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10866
Название: Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа
Другие названия: Social reabilitation model for teenagers with deviant behavior in closed-type institutions
Автор: Moskvina, E. V.
Москвина, Е. В.
Дата публикации: 2014-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Москвина, Е. В. Модель социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / Е. В. Москвина // Образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 132-145.
Аннотация: The paper considers educational practices in the closed-type institutions for teenagers with deviations in legal, intellectual and psychoemotional behavior, and reveals a social rehabilitation model for this category of teenagers. The model is based on A. V. Petrovsky’s concept of the three phases of personality development in adolescence – adaptation, individualization and integration. The author presumes that any deviation in a teenager’s behavior increases as the result of negative experience, developed and retained in asocial surroundings. The goal of teaching staff in closed-type institutions is to transform the trend of deviant behavior into the normal attitude of social adaptation. The author emphasizes a need for positive experience of passing the above phases in friendly atmosphere with adequate behavior patterns. Preventive work implies the priority changes – i.e. the prevalence of the future over the past, self-determination (revision of goals, meanings, and attitudes to a free choice), reorientation from ≪I don’t want, I can’t, I don’t have to≫ to the positive connotations of ≪I have to, I can, I want≫. The paper denotes the methods and ways of pedagogical facilitation, relating to different phases of educational process, and provides a technique for regular monitoring of personal behavior changes, including the key evaluation positions and scales. The paper is addressed to the teaching staff involved in rehabilitation of teenagers with deviant behavior
Статья посвящена проблемам образовательно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях закрытого типа, где содержатся дети, имеющие отклонения в правовом поведении, интеллектуальном, психоэмоциональном развитии и нуждающиеся в особом педагогическом сопровождении. Описана модель организации процесса социальной реабилитации девиантных подростков. Основой модели стала разработанная А. В. Петровским концепция о трех фазах развития личности в подростковом возрасте – этапах адаптации, индивидуализации и интеграции. Выдвинуто предположение, что отклонение от нормы в поведении несовершеннолетних нарастает по мере закрепления ими негативного опыта при последовательном прохождении данных фаз в асоциальной среде. Задача сотрудников школы закрытого типа – изменить девиантную траекторию развития личности каждого воспитанника на соответствующую норме и способствующую успешной социализации. Для этого нужен положительный опыт прохождения все тех же этапов, но в социально иной общности, с одобряемыми обществом формами поведения. Профилактическая работа подобного рода предполагает изменение приоритетов подростка: возобладание будущего над прошлым, самодетерминацию (пересмотр целей, смыслов, отношения к свободе выбора), позитивную переориентацию с "не хочу, не могу, не должен" на "должен, могу и хочу". Описаны методы, способы и средства педагогического воздействия в разных фазах учебно-воспитательного процесса, конечное звено которого – переключение социального поведения школьника с позитивного смыслового самоопределения на осмысленную положительную самореализацию. Представлена методика регулярного мониторинга изменений, происходящих с воспитанниками школы закрытого типа. Показаны ключевые позиции и наполнение шкал оценивания, на основе которых фиксируются трансформации личности подростка и его достижения. Статья предназначена специалистам, занимающимся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних
Ключевые слова: SOCIAL REHABILITATION
DEVIANT TEENAGER
PRIORITIES OF PERSONAL DEVELOPMENT
CLOSED-TYPE INSTITUTION
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука. 2014. №4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2014_4_113_010.pdf207,77 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.