Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12990
Название: Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе
Другие названия: Metalanguage as pedagogical phenomenon and its role in language development of personality at school
Автор: Volodina, Y. N.
Володина, Е. Н.
Дата публикации: 2015
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Володина, Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е. Н. Володина // Образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 114-130.
Аннотация: The aim of this article is to consider psychological and pedagogical mechanisms of personal language development and formation of humanitarian culture of schoolchildren as part of their general culture by means of language as a symbolic and cultural phenomenon. Methods. Theoretical analysis, synthesis, generalization, specification, comparison, classification are the methods applied in this research. Conclusions are made on the basis of contemporary socio-cultural and linguistic situation analysis of fundamental psycho-pedagogical and linguistic theories and generalization of experience of the network project «Language personality development in the system of general education at schools of the Tyumen region». Results. It is proved that effective language education in the context of contemporary socio-cultural situation and new educational standard requirements is possible on the basis of updating axiological humanitarian approaches, which are linguistic and culturological, semiotic, hermeneutic; and help to design the metalanguage educational space as a space of intersection of different languages, subject-specific and interdisciplinary, cognitive and linguistic pictures of the world, between different speech practices. The article considers the nature and content of the metalanguage, based on mental corpus of individuals, including cultural, linguistic, semiotic concepts, metaphorical layer of language, cognitive metaphors, idioms, phraseological units, etc. It is proved that reading and understanding of text, its analysis and personal interpretation, production of «secondary» and «counter» texts are the main types of metalanguage activities in the process of general personality development, when metalanguage is a mechanism of conceptualization of individual consciousness, the formation of individual linguistic picture of the world and individual concept sphere, enrichment of personal worldviews and sensitive experience, and value development of metatext of culture. Scientific novelty. The article reveals the author’s concept of language development and metalanguage as a pedagogical phenomenon, which in the educational semiotics is systemic. The concept of metalanguage, which is a universal language, the language of culture is a broad way to build meta-scientific concepts, a tool of mastering all subject areas and different «subject» languages at school. Practical significance. The materials provided in this article will help teachers, heads of educational institutions in the implementation of new language policies and organization of the process of language development of personality based on humanitarian approaches 
Цель публикации – рассмотреть психолого-педагогические механизмы языкового развития личности и формирования гуманитарной культуры школьников как части общей культуры при опосредующей роли языка как знаково-культурного феномена. Методология и методики исследования. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации. Выводы сделаны на основе обзора современной социокультурной и языковой ситуации, положений фундаментальных психолого-педагогических и языковых теорий, а также генерализации опыта школ Тюменской области, обретенного в ходе реализации сетевого проекта «Языковое развитие личности в системе общего образования». Результаты. Доказывается, что эффективное решение проблем языкового образования школьников в контексте современной социокультурной ситуации и требований новых образовательных стандартов возможно на основе актуализации ценностно-смыслового потенциала гуманитарных подходов – лингвокультурологического, семиотического, герменевтического, помогающих проектировать метаязыковое образовательное пространство как пространство пересечения разных языков, предметной и метапредметной, когнитивной и языковой картин мира, взаимодействия разных речевых практик. Рассмотрены природа и содержание метаязыка, основу которого составляет ментальный лексикон личности, включающий культурные концепты, лингвоконцепты, семиотические концепты, метафорический слой языка, когнитивные метафоры и т. п. Показано, что чтение и понимание текста, его анализ и личностная интерпретация, продуцирование «вторичных» и «встречных» текстов – главные виды метаязыковой деятельности в процессе общего развития личности, в которой метаязык выступает механизмом концептуализации индивидуального сознания, формирования индивидуальной языковой картины мира и индивидуальной концептосферы, обогащения личностного опыта понимания и смыслового опыта, ценностного освоения метатекста культуры. Научная новизна. В статье раскрывается авторская концепция языкового развития личности и метаязыка как педагогического феномена, который в образовательной семиотике носит системообразующий характер. Вводится понятие метаязыка, который представляет собой универсальный язык, язык культуры и является способом широкого метанаучного построения понятий, инструментом освоения всех предметных областей и «предметных» языков учебных дисциплин. Практическая значимость. Изложенные в статье материалы помогут педагогам, руководителям образовательных учреждений в выборе новых языковых стратегий и организации процесса языкового развития личности на основе гуманитарных подходов 
Ключевые слова: LINGUISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT
HUMANITARIAN APPROACHES
PEDAGOGICAL SEMIOTICS
METALANGUAGE
CULTURE METATEXT
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ГУМАНИТАРНЫЕ ПОДХОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА
МЕТАЯЗЫК
МЕТАТЕКСТ КУЛЬТУРЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука. 2015. №4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_4_123_010.pdf314,31 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.