Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/13000
Название: Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе
Другие названия: Psychological guiding of students’ individual educational trajectories in vocational school
Автор: Zeer, E. F.
Popova, O. S.
Зеер, Э. Ф.
Попова, О. С.
Дата публикации: 2015
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зеер, Э. Ф. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе / Э. Ф. Зеер, О. С. Попова // Образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 88-99.
Аннотация: The purpose of the article is to prove the possibility and necessity of psychological support of students’ individual educational trajectories. The essence of individual educational trajectories is informed and responsible choices subject target orientation to realize their professional and educational potential in accordance with traditional values, attitudes and meanings of life. Methods. «Method of research of a locus of the control» by J. Rotter was used in pilot study of personal development features of students for studying of specificity of the person control and responsibility attribution for events occurring to personality; a questionnaire «Style of self-control of behaviour» by V. I. Morosanova for estimation of abilities to plan achievement of the vital purposes, abilities to self-organising; the method «Personal differential» by Ch. Osguda to find out representations of the individual about himself/herself, something own, level of aspiration, strong-willed selfcontrol, degree of communicativeness in interpersonal relations; the method of studying of requirement for achievements by Yu. M. Orlov was used to reveal features of displays of activity and behaviour. Results. It is shown that high dynamics of economic processes and the integration of manufacturing technologies have generated the need for its networking, and led to a new organizational form of education – individual learning paths. The choice of educational trajectory is determined by socio-professional orientation of students, their value-sense orientation, the availability of alternative educational programs, opportunities for educational organizations. The structurally functional model of psychological guiding of working out and realisation of individually-educational trajectories is proposed. The authors have described basic elements of the given model – the purpose, object, subject, subject matter, principles, means, conditions and results. In particular, the purpose of tutor guiding is maintenance of personal and professional development of trainees with due consideration of their individual psychological features and socially-professional specificity. Scientific novelty. The authors single out and summarize the methodological background necessity of psychological guiding process of the development and implementation of individually-oriented professional education. The semantic value of such guiding implementation developed by the authors performs structural and substantial model of the process. The requirement for the new methodology of vocational training based on network interaction of members of education is highlighted. The new network is considered as a platform technology of multidimensional professional of a specialist. Practical significance. The authors believe that the research findings will promote the approval of foresight technology through designing of individual educational trajectories; also the research implementations can be helpful for the tutors supervising process of professional development of trainees 
Цель статьи – продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых – осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности. Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации – опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях – методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова. Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций. Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели – цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностнопрофессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее. Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста. Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых 
Ключевые слова: PSYCHOLOGICAL GUIDING
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY
FORESIGHT TECHNOLOGY
NETWORKING
PROFESSIONAL MULTIDIMENSIONALITY
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОРПОВОЖДЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 4 (2015)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_4_123_008.pdf288,08 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.