Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/13440
Название: Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности
Другие названия: Social competence formation among teenagers from humanist trend multiple-aged groups
Автор: Krapivina, L. A.
Крапивина, Л. А.
Дата публикации: 2015
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Крапивина, Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности / Л. А. Крапивина // Образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 87-104.
Аннотация: The paper studies the problems of social development of adolescents in multiple-aged groups (MAG). Methods. The methods involve socio-personal approach, consideration of the subject in a certain ideological humanistic orientation, comparative analysis, and comparison of historical facts, the study of social phenomena of different ages, long-term scientific observations, reflections, a retrospective analysis of personal experience. Results. The author describes objective conditions for the uprise of extremist, subcultural youth of multiple-aged groups, and the reasons whence they begin to perform distinctive functions that are specific for teenagers. Options for models of MAG humanistic educational systems formed in Russian and foreign social and pedagogical practice are listed. A complex of pedagogical conditions provided for the formation of social competence of adolescents in multiple-aged associations of humanistic orientation is considered. It has been found that this type of system is characterized by the following features: the principle of voluntary association of people, independence of subjects, rapid adaptation to changing socio-cultural situation, a variety of activities by interests, alternating change of activities, conflict resolution within the team, a high level of team spirit, selfmanagement, the creative nature of educational process, upbringing, socialization and self-realization. A brief description of conditions for development of fundamental human values among adolescents and formation of new specific complicated humanistic human and personal relations in global world is given.Scientific novelty. The author studies the following concepts: educational system of multiple-aged associations, teenager social competence, ambivalent behavior, emotional and moral compass of personality, invisible assets of the team, emergent effect of multiple-aged groups, inter-age communication. It was found that the specificity of MAG educational potential is determined by the conditions for the appearance of multiple-aged associations as a system-forming principle; all members of association are freely operating subjects, which consciously accept external restrictions caused by multiple-aged membership of participants of any activity. Relations of freedom, an openness, trust, equality, safety, collective unity in MAG provide introduction of emerging effect of display of the hidden assets of a personality. The substantial part of MAG space allows to create for its each member enough of educational reality situations and representations about actions in them that creates conditions for positive changes both the separate person, and all community as a whole. The humanistic orientation of MAG activity is that it’s each participant, joining cultural traditions, ethnic, civil and universal values, adopting life experience of others, keeps own uniqueness. Practical significance. Based on the Children and Youth Public Centre «Carabela» that has been working in Yekaterinburg for more than fifty years, the author discloses how to use the technology of inter-age communication and interaction to provide the continuity of traditions, to preserve historical memory, to transfer humanistic ideas in the chain of generations, and to create personality with sound emotional and moral compass. It is shown that, on the one hand, subjective component complicates the educational system, but on the other – simplifies basic processes, functions, qualities, factors and connections of the whole educational system; provides the link between «educational and practical life»; allows teachers to align the ambivalent process of formation of social competence among adolescents
Цель статьи – изучение проблемы социального развития подростков в разновозрастных объединениях (РВО). Методология и методы. В работе использовались социально-личностный подход, сравнительный анализ при сопоставлении исторических фактов, обобщение многолетних научных наблюдений и др.Результаты. Обозначены объективные предпосылки появления субкультурных молодежных разновозрастных групп, в том числе и экстремистских, и причины, по которым они начинают выполнять особые воспитывающие функции. Перечислены варианты моделей гуманистических воспитательных систем РВО, созданные в отечественной и зарубежной социально-педагогической практике. Рассмотрен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной компетентности подростков в РВО гуманистической направленности. Установлено, что для такого типа объединений характерны принцип добровольного участия, самостоятельность субъектов, быстрая адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, разнообразные занятия по интересам, разрешение конфликтов внутри коллектива, высокий уровень командной сплоченности, самоуправление, творческий характер обучения, воспитания, социализации и самореализации. Дана краткая характеристика условий освоения подростками фундаментальных человеческих ценностей и формирования навыков новых, усложняющихся межличностных отношений в глобализирующемся мире.Научная новизна. Проанализированы и уточнены понятия «воспитательная система разновозрастного объединения», «социальная компетентность подростка», «амбивалетное качество», «эмоционально-нравственный стержень личности», «эмерджентный эффект разновозрастных групп», «межвозрастная коммуникация». Установлено, что системообразующим ядром воспитательного процесса в РВО является субъектный компонент: все члены объединения – свободно действующие субъекты, осознанно принимающие внешние ограничения, обусловленные разновозрастным составом участников какой-либо деятельности. Отношения свободы, открытости, доверия, равноправия, безопасности, коллективной сплоченности в РВО обеспечивают возникновение эмерджентного эффекта проявления скрытых активов. Содержательная сторона пространства РВО позволяет создавать для каждого его члена достаточное количество учебных жизненных ситуаций и представлений о действиях в них, что создает условия для позитивных изменений как отдельной личности, так и всего сообщества в целом. Гуманистическая направленность деятельности РВО состоит в том, что каждый ее участник, приобщаясь к культурным традициям, этническим, гражданским и общечеловеческим ценностям, перенимая жизненный опыт других, сохраняет свою уникальность.Практическая значимость. На материале детско-молодежной организации «Каравелла», работающей в г. Екатеринбурге более полувека, раскрыто, как с помощью технологии межвозрастного общения и взаимодействия обеспечиваются преемственность традиций, сохранение исторической памяти, передача гуманистических идей в цепи поколений, формирование эмоционально-нравственного стержня личности. Показано, как субъектный компонент, с одной стороны, усложняет, а с другой – упрощает воспитательную работу; обеспечивает связь «учебной и жизненной практики»; позволяет амбивалентно выровнять процесс формирования социальной компетентности подростков.
Ключевые слова: MULTIPLE-AGED GROUPS OF HUMANISTIC ORIENTATION
TEENAGER SOCIAL COMPETENCE
AMBIVALENT BEHAVIOR
EDUCATIONAL SYSTEM
EMOTIONAL AND MORAL COMPASS
INVISIBLE ASSETS OF PERSONALITY
EMERGING EFFECT
INTER-AGE COMMUNICATION
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА
АМБИВАЛЕНТНОЕ КАЧЕСТВО
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ СТЕРЖЕНЬ
СКРЫТЫЕ АКТИВЫ ЛИЧНОСТИ
ЭМЕРДЖЕНТНЫЙ ЭФФЕКТ
МЕЖВОЗРАСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 5 (2015)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_5_124_008.pdf385,58 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.