Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/14578
Название: Комплекс методических средств формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза в процессе естественнонаучного образования
Другие названия: Complex of methodical means of formation of ecological and legal competence of university students in the process of natural sciences education
Автор: Ignatov, S. B.
Игнатов, С. Б.
Дата публикации: 2015-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Игнатов, С. Б. Комплекс методических средств формирования эколого-правовой компетентности у студентов вуза в процессе естественнонаучного образования / С. Б. Игнатов // Образование и наука. — 2015. — № 6. — С. 129--142.
Аннотация: The aim of the investigation is to present the ways and a technique of formation of students’ ecological and legal competence at humanities departments of high schools in the course of studying of natural sciences. Methods and results. Having applied the methods of pedagogical modelling and using resources of natural-science disciplines, the author has developed a new complex based on structure and maintenance of the methodical tools that is directed at ecological and legal competence of high school students. Substantial block of the complex includes the integrated training course «Modern scientific picture of the world», supporting elective courses and interdisciplinary modules of eco-cultural orientation. Implementing ideas and cognitive models of postnonclassical science (systems theory, self-organization and organization) enables to provide an approach to describe the natural sciences and the social and cultural world with unified methodological positions, to build a complete system-synergetic picture in which the life of animate and inanimate nature, human life and work and society are inseparable single thread. The general laws of self-organization and evolution of complicated systems taught in the basic course enable to identify the similarities and differences in the dynamics of natural and social processes, face the problem of ecological culture and ethical and legal mechanisms, to regulate human activity that enhances deontological content of natural science training. The technology block of the educational complex includes technology and teaching methods, which combine traditional and innovative forms of the organization of educational process. «Case studies» technology is proposed as a productive tool for developing ecological and legal competence. This technology successfully integrates many of the current well-known methods and forms of education, promoting the implementation of the competency approach. Scientific novelty and practical significance. The results of the diagnostic research presented in the paper show that the use of the proposed educational complex enriches the eco-cultural knowledge of students, contributes to encouraging them to master natural science area, and is an effective tool in formation of ecological and legal competence. Testing the complex in the training process among different categories of students gives grounds to conclude that it can be wider used in educational practice 
Цель публикации – показать способы и методику становления эколого-правовой компетентности у студентов гуманитарных подразделений вузов в процессе изучения естественных наук. Методы и результаты. Применив методы педагогического моделирования и используя ресурсы естественнонаучных дисциплин, автор разработал новый по структуре и содержанию комплекс методических средств, развивающих эколого-правовую компетентность у студентов вуза. Содержательный блок комплекса включает основной интегрированный учебный курс «Современная научная картина мира», поддерживающие его элективные курсы и междисциплинарные модули экокультурной направленности. Реализация в их содержании идей и познавательных моделей постнеклассической науки (теории систем, самоорганизации и организации) позволяет описысывать естественнонаучную и социокультурную картины мира с единых методологических позиций, выстраивать целостные системно-синергетические представления, согласно которым жизнь неживой и живой природы, жизнь и деятельность человека и общества нерасторжимо связаны. Раскрытые в основном курсе общие закономерности процессов самоорганизации и эволюции сложных систем, демонстрируют сходство и различие в динамике природных и социальных процессов, дают возможность выйти на проблемы экологической культуры и этико-правовых механизмов регулирования деятельности человека, что усиливает деонтологическую (этико-правовую) составляющую содержания естественнонаучной подготовки. Процессуальный блок комплекса включает технологии и методы обучения, органично сочетающие традиционные и инновационные формы организации учебного процесса. В качестве одного из продуктивных инструментов формирования эколого-правовой компетентности предлагается технология «кейс-стади». В ее структуру успешно вписываются многие известные сегодня методы и формы обучения, способствующие реализации компетентностного подхода. Научная новизна и практическая значимость. Приведенные в статье результаты диагностических исследований подтверждают, что использование предложенного комплекса обогащает экокультурное пространство студентов, способствует развитию у них мотивации самостоятельного пополнения естественнонаучных знаний и является действенным инструментом формирования эколого-правовой компетентности. Опробование комплекса на разных категориях обучающихся дает основание сделать вывод о возможности более широкого его применения в образовательной практике
Ключевые слова: NATURAL SCIENCE EDUCATION
COMPLEX
METHODICAL TOOLS
EDUCATIONAL CONTENT
LEARNING TECHNOLOGY
ENVIRONMENTAL AND LEGAL COMPETENCE
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОМПЛЕКС
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-6-129-142
Источники: Образование и наука. 2015. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_6_125_011.pdf356,35 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.