Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/14622
Название: Влияние типа организационной культуры образовательного учреждения на уровень профессиональной деформации педагогов
Другие названия: Influence of type of organi zational culture in institute of education on level of professional deformation of teachers
Автор: Sapego, E. I.
Сапего, Е. И.
Дата публикации: 2015-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Сапего, Е. И. Влияние типа организационной культуры образовательного учреждения на уровень профессиональной деформации педагогов / Е. И. Сапего // Образование и наука. — 2015. — № 105. — С. 38-50.
Аннотация: The aim of presented article – identification of interrelation of certain type of organizational culture in institute of education (closed, accidental, open or synchronous) and level of development of professional deformation of personality of teachers (authoritativeness, rigidity and noncriticality of self-perception). The basis for methodology of research is sociocultural-interdeterministic dialogical approach of V. A. Yanchuk. In the course of research psychodiagnostic techniques were applied: technique of diagnostics of professional deformation of personality of teacher (V. E. Orel, S. P. Andreyev) and questionnaire of «Scale of organizational paradigms» of L. L. Konstantin. Results of research of six institutes of education (schools and gymnasiums) showed that elements of deformation have higher level of manifestation in institutes with closed type of organizational culture, revealed in three institutes, and insignificant level in two institutes with open type of culture. In institutes with prevalence of synchronous and accidental types of organizational culture significantexceeding on the level of deformation didn’t find. The greatest development of deformation of teachers is observed on elements of authoritativeness and rigidity, the smallest – on noncriticality of self-perception. Scientific novelty of material is presented for the first time applied sociocultural-interdeterministic dialogical approach to research of professional deformation of personality, that psychological interdeterminant of deformation are allocated, one of structural components of model of ecocultural educational environment – open type of organizational culture in institute of education are described. Practical significance of results consists in detection of opportunities and criteria of formation in institute of formation of ecocultural dialogical environment and its structural component for purpose of timely prevention and overcoming of professional deformation of personality of teachers, to creation of prerequisites for increase of efficiency of interaction among participants of educational process
Цель представленного в статье исследования – выявление взаимосвязи типа организационной культуры в образовательном учреждении и уровня личностной профессиональной деформации работающих в этом учреждении педагогов. В качестве методологической основы работы использовался социокультурно-интердетерминистский диалогический подход В. А. Янчука. В процессе изысканий применялись психодиагностические методики: методика диагностики профессиональной деформации личности учителя (авторы В. Е. Орел, С. П. Андреев) и опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Л. Константина. Результаты. В обобщенном виде охарактеризованы типы организационной культуры в образовательном учреждении – закрытый, случайный, открытый и синхронный. Анализ деятельности нескольких образовательных учреждений (школ и гимназий) показал, что самый высокий уровень деформации личности учителей, выражающейся в авторитарности, ригидности и некритичности самовосприятия, свойственен учреждениям с закрытым типом организационной культуры, а в учебных заведениях открытого типа он, напротив, незначителен. В учреждениях с синхронным и случайным типами организационной культуры значимых превышений по уровню деформации не обнаружено. Среди проявлений профессиональной деформации педагогов превалируют авторитарность и ригидность, в меньшей степени проявляется некритичность самовосприятия. Научная новизна. К исследованию профессиональной деформации личности педагога впервые был применен социокультурно-интердетерминистский диалогический подход. Выделены психологические интердетерминанты деформирования; подробно рассмотрен один из структурных компонентов модели экокультурной образовательной среды – открытый тип организационной культуры в образовательном учреждении. Практическая значимость работы заключается в описании возможностей формирования в образовательном учреждении экокультурной диалогической среды и выявлении критериев ее эффективного функционирования, которые позволяют оперативно осуществлять своевременную профилактику и преодолевать последствия профессиональной деформации личности педагогов, а также создавать условия для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Ключевые слова: PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHER
INTERDETERMINANT
ORGANIZATIONAL CULTURE
ECOCULTURAL DIALOGICAL ENVIRONMENT
INSTITUTE OF EDUCATION
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГА
ИНТЕРДЕТЕРМИНАНТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ЭКОКУЛЬТУРНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-10-38-50
Источники: Образование и наука. 2015. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_10_129_004.pdf334,63 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.