Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/18383
Название: Разрешение неразрешимого: искусство и философия о «вечных» противоречиях
Другие названия: The resolution of the irresolvable: the art and philosophy of the «eternal» contradictions
Автор: Verbitskaya, G. Y.
Semenov, S. N.
Вербицкая, Г. Я.
Семенов, С. Н.
Дата публикации: 2016-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Вербицкая, Г. Я. Разрешение неразрешимого: искусство и философия о «вечных» противоречиях / Г. Я. Вербицкая, С. Н. Семенов // Образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 94-110.
Аннотация: The aim of the work described in the article is to consider theproblem of philosophical understanding of the art of conflict as a model of dialectical contradictions; to justify prefigures the role of art in relation to theoretical knowledge through a comparison with the individual creative act, which gives the idea of a solution in a figurative and symbolic form; to consider «substantial» artistic conflicts in the drama as a manifestation of antinomic contradictions; to show the resolution of the data «eternal» contradictions in a particular situation by shifting to a qualitatively different semantic level of their perception on the example of catharsis in a new, modern drama, and to emphasize the role of art in education, in the understanding and assimilation of educational material, to learn the profession. Methods. Solution of the work purpose is carried out by analyzing dramatic works using the method of «slow reading» by D. S. Likhachev, and the technology of didactic design by V. E. Steinberg. Results. The more than twenty years experience of practice teaching of theatre history and drama theory, theatre criticism at the theatre department (the Ufa State Academy of Arts named by Zagir Ismagilov) for students mastering at theatre critics and directors courses. Developed and tested teaching method to the analysis of drama. The method of training in the analysis of the drama is developed and approved. Features of specifics formation of the concepts «conflict» and «contradiction» in the context of philosophy and art are considered. The main content of the specified concepts, their fundamental difference and a dialectic ratio is disclosed, and their role in the course of knowledge and training is emphasized. The general model of interaction of a contradiction and the conflict is developed. Practical significance. The article can be interesting and useful to teachers of creative and humanitarian universities, as well as directors, playwrights and theater critics
Цель работы, описанной в статье, – рассмотреть проблему философского осмысления художественных конфликтов как модели диалектических противоречий; обосновать предвосхищающую роль искусства по отношению к теоретическому познанию через сопоставление с индивидуальным творческим актом, дающим идею решения в образно-символической форме; рассмотреть «субстанциональные» художественные конфликты в драматическом искусстве как проявление антиномистических противоречий; показать возможность разрешения данных «вечных» противоречий в конкретной ситуации путем перехода на качественно иной смысловой уровень их восприятия на примере катарсиса в новой, современной драме и подчеркнуть роль искусства в системе образования, при понимании и усвоении учебного материала, в овладении профессией. Методология и методики исследования. Работа выполнялась с помощью анализа драматических произведений в технике «медленного чтения» по Д. С. Лихачеву с использованием технологии дидактического дизайна по В. Э. Штейнбергу. Результаты. Представлен опыт более чем двадцатилетней практики преподавания истории театра, теории драмы, театральной критики на театральном факультете Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова у студентов-театроведов и режиссеров. Разработан и апробирован метод обучения анализу драмы. Рассмотрены особенности формирования специфики понятий «конфликт» и «противоречие» в контексте философии и искусства. Раскрыто основное содержание указанных понятий, их принципиальное отличие и диалектическое соотношение, подчеркнута их роль в процессе познания и обучения. Разработана общая модель взаимодействия противоречия и конфликта. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны и полезны преподавателям творческих и гуманитарных вузов, а также режиссерам, драматургам и театроведам
Ключевые слова: ARTISTIC CONFLICT
CONTRADICTIONS
THE SUBSTANTIAL CONFLICT
ANTINOMIC CONTRADICTION
CATHARSIS
THE SYNTHESIS OF OPPOSITES
WORLD PERCEPTION
PROFESSIONAL SKILLS
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ
ПРОТИВОРЕЧИЯ
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
АНТИНОМИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
КАТАРСИС
СИНТЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
МИРОВОСПРИЯТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-2-94-110
Источники: Образование и наука. 2016. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2016_2_131_008.pdf701,79 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.