Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29435
Название: Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом
Другие названия: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CURATIVE PEDAGOGICS IN RUSSIA AND ABROAD
Автор: Shmachilina-Tsybenko, S. V.
Bud'ko, E. A.
Шмачилина-Цибенко, С. В.
Будько, Е. А.
Дата публикации: 2017-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Шмачилина-Цибенко, С. В. Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом / С. В. Шмачилина-Цибенко, Е. А. Будько // Образование и наука. — 2017. — № 7. — С. 175-193.
Аннотация: Introduction. Nowadays, humanistic problems of rehabilitation and successful socialization of children with border mental state and special needs arising because of various deviations from norms of physical and intellectual development are brought into focus due to the emphasis of value of each personality capable to make strong contribution to progressive economic, technological, and intellectual development of civilization. The problems listed above can be solved through the use of Curative Pedagogics (CP). CP is an integrative scientific direction which has appeared at the intersection of such disciplines as pedagogics, psychology, and medicine.The aim of the article is to present retrospective analysis of formation and development of CP trends in Russia and abroad; open the stages of its development from the point of view of axiological and anthropological approaches; demonstrate the heritage significance of works of the Russian and foreign scientists, which influence on formation and development of anthroposophical curative education have proved to be the most important one. Methodology and research methods. The methodological basis of the study was a set of general scientific methods of obtaining knowledge: analysis, synthesis, deduction, induction, and generalization. Results and scientific novelty. Having studied historical sources, psychological-pedagogical and medical publications and documents, the stages of formation of CP and challenges on the way of its development as an integrative scientific branch are highlighted and characterized from the point of view of axiological and anthropological approaches. The value and viability of scientific ideas of great educators and anthropologists of the past are confirmed; in particular, their thesis about formation of the humane medical and pedagogical environment. The research field of modern CP is designated: studying the questions of health-saving; rehabilitations of physical and mental well-being of a child; search of optimum ways of internal and spiritual arrangement of children life; search of methods making active internal forces and resources of a pupil; treatment-and-prophylactic measures for prevention of the so-called didactogenetic diseases; designing of technologies and methods for children skills development of psychohygiene, relaxation, formation of need for healthy and reproductive life. Today, medical and pedagogical activity finds a widespread application in inclusive education, social therapy, and practice of work with children experiencing challenges in education, and children with deviant behavior. The thesis on CP having been published recently, allow the authors of the present article to prove their views that health-related pedagogical activity should be considered through the prism of integrative-recreational and educational methods oriented on emotional and positive “teacher – child” interaction.Practical significance. The results of the study and scientific facts can be interesting and useful to teachers while designing general and special History of Education and Pedagogy courses and, as well as teachers, educators, social workers, recreation therapists.
Введение. В связи с акцентированием в современном обществе ценности каждой личности, способной внести свой посильный вклад в прогрессивное экономическое, технологическое, интеллектуальное развитие цивилизации, актуализируются гуманистические задачи реабилитации и успешной социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями, возникающими по причине различных отклонений от норм физического и интеллектуального развития. Данные задачи призвана решать лечебная педагогика – интегративное научное направление, возникшее на стыке педагогики, психологии и медицины. Цели статьи – представить ретроспективный анализ становления и тенденций развития лечебной педагогики в России и за рубежом; раскрыть этапы ее развития и акцентировать значимость наследия трудов российских и европейских ученых, оказавших наибольшее влияние на формирование рассматриваемого научно-практического направления педагогических исследований. Методология и методики. Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, дедукция, индукция и обобщение. Результаты и научная новизна. На основе изучения исторических источников, психолого-педагогических и медицинских публикаций и документов выделены и описаны с точки зрения аксиологического и антропологического подходов этапы становления лечебной педагогики, трудности на пути ее развития как интегративной научной отрасли. Подтверждены ценность и жизнеспособность научных идей великих педагогов и антропологов прошлого, в частности положений их концепций формирования гуманной лечебно-педагогической среды. Обозначено исследовательское поле современной лечебной педагогики, которое включает изучение вопросов здоровьесбережения; реабилитации физического и психического самочувствия ребенка; поиск оптимальных способов душевно-духовной организации его жизни, методов, активизирующих внутренние силы и резервы ученика, лечебно-профилактических мер по предотвращению так называемых дидактогенных заболеваний; разработку технологий и техник содействия освоению детьми навыков психогигиены, релаксации, формирования потребности в здоровой и репродуктивной жизни. Лечебно-педагогическая деятельность в настоящее время находит широкое применение в инклюзивном образовании, в социальной терапии, в практике сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении, и детей с девиантным поведением.Сделан вывод о том, что работы по лечебной педагогике, изданные в последнее время, объединяет общность убеждения авторов в том, что лечебно-оздоровительную педагогическую деятельность следует рассматривать через призму интегративно-оздоровительных и образовательных средств, направленных на эмоционально-позитивное взаимодействие педагога с ребенком. Практическая значимость. Результаты исследования и введенные в научный оборот факты могут быть интересны и полезны преподавателям при подготовке общих и специальных курсов по истории образования и педагогики, а также учителям, воспитателям, социальным педагогам и реабилитологам. 
Ключевые слова: CURATIVE PEDAGOGICS (CP)
STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT
CURATIVE-PEDAGOGICAL ACTIVITY
CHILDREN WITH BORDER MENTAL STATE
PEDAGOGICAL INTEGRATION
ABNORMAL CHILDREN
ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТИ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-175-193
Источники: Образование и наука. 2017. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_7_012.pdf318,61 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.