Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29470
Название: От опережающего к транспрофессиональному образованию
Другие названия: FROM ADVANCE TO TRANS-PROFESSIONAL EDUCATION
Автор: Kislov, A. G.
Кислов, А. Г.
Дата публикации: 2018-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Кислов, А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию / А. Г. Кислов // Образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 54-74.
Аннотация: Introduction. For several decades, the gap of vocational education with quickly changing realities in labour market, in the field of technologies and socio-economic sphere, and the need for the advancing vocational training, have been considered as the topical and steadily growing problems. Numerous attempts to overcome the presented above problems by means of fundamentalization and predictive methods have not led to anything so far. It is obvious that other education opportunities for in-demand, highly skilled, competitive specialists are needed. The aims of the publication are to discuss the potential of trans-professional education; to come up with arguments in favour of its introduction as the most perspective direction which might allow university and college graduates: to be guided better on labour market; to be more confident in unstable, unpredictable reality; to adapt quickly to dynamically changing situations in the world of professions. Methodology and research methods. The research paper is based on comparative analysis that provided an opportunity to find out the conceptual grounds of traditional mono-professional education and trans-professional education appropriate for challenges of modern Russia. Results and scientific novelty. It is emphasized that mono-professionalism as a paradigm reference point of professional education content is called for global reconsideration; for many years, preservation of traditional forms and methods have prevented mono-professionalism of good intentions to give it the advancing character, especially, at its initial stage. For the first time, trans-professional education has been considered as a result of considerably heterogeneous (as opposed to homogeneous) bi- and polyprofessional training; the essence of that training consists in learning not related specialties concerned to one professional group, but professions that are absolutely far apart. Such approach will promote not only expansion of professional opportunities among graduates of educational institutions, but even emergence of students’ readiness to be beyond professional stereotypes.Practical significance. The guidelines for further development of the Russian vocational education at various levels are suggested.
Введение. Отставание профессионального образования от быстро меняющихся реалий на рынке труда, в области технологий и социально-экономической сфере, потребность в опережающей профессиональной подготовке уже несколько десятков лет артикулируются как злободневные и неуклонно обостряющиеся проблемы. Многочисленные попытки их преодоления посредством фундаментализации и прогностических методов пока ни к чему не привели. Очевидно, что нужен поиск иных возможностей обучения востребованных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Цель публикации – обсудить потенциал транспрофессионального образования и привести аргументы в пользу его внедрения как наиболее перспективного направления, которое позволит выпускникам вузов и колледжей лучше ориентироваться на рынка труда, более уверенно чувствовать себя в неустойчивой, непредсказуемой действительности, быстро адаптироваться к динамично меняющимся ситуациям в мире профессий. Методология и методики исследования. Работа построена на сравнительном анализе концептуальных оснований традиционного монопрофессионального и соответствующего вызовам времени транспрофессионального образования в Российской Федерации. Результаты и научная новизна. Подчеркивается необходимость глобального переосмысления монопрофессионализма как парадигмального ориентира содержания профессионального образования, особенно на его стартовом, начальном этапе, на котором сохранение традиционных форм и методов в течение многих лет выхолащивает благие намерения придать ему опережающий характер. Впервые транспрофессиональное образование рассмотрено как результат радикально гетерогенной (в противовес гомогенной) би- и полипрофессиональной подготовки, суть которой состоит в освоении обучающимся не смежных, родственных специальностей, относящихся к одной профессиональной группе, а совершенно далеких друг от друга профессий. Такой подход будет способствовать не столько расширению диапазона профессиональных возможностей выпускника образовательного учреждения, сколько появлению у него готовности выходить за рамки профессиональных стереотипов. Практическая значимость. Предложены ориентиры дальнейшего развития отечественного профессионального образования на разных его уровнях.
Ключевые слова: ADVANCE VOCATIONAL EDUCATION
TRANS-PROFESSIONAL EDUCATION
POLYPROFESSIONAL EDUCATION
PRIMARY (STARTING) VOCATIONAL EDUCATION
LEVELS OF VOCATIONAL EDUCATION
QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION
FUNDAMENTALIZATION OF EDUCATION
FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE WORLD OF PROFESSIONS AND VOCATIONAL EDUCATION
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕРВИЧНОЕ (СТАРТОВОЕ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
SCOPUS: 85062508759
WoS: 000461119600002
Источники: Образование и наука. 2018. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_1_004.pdf480,93 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.