Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29497
Название: Психологические особенности переживания педагогами профессионального кризиса личности
Другие названия: PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS EXPERIENCE BY TEACHERS
Автор: Sadovnikova, N. O.
Zannoni, F.
Садовникова, Н. О.
Заннони, Ф.
Дата публикации: 2018-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Садовникова, Н. О. Психологические особенности переживания педагогами профессионального кризиса личности / Н. О. Садовникова, Ф. Заннони // Образование и наука. — 2018. — № 3. — С. 83-99.
Аннотация: Introduction. In the conditions of constant changes in many public institutions, economic and social instability, permanent educational reforms generate and increase the sense of personal insecurity experienced by modern educators. The requirements of the new social and professional situation involve the independent design of their professional path, the presence of high internal motivation for professional achievement. At the same time, against the backdrop of the low social status of the profession as well as the increasing requirements for the level of performance of activities, many teachers and educators are not prepared to rethink own role in the modern educational process and to resolve emerging professional difficulties. The aim of the publication is to analyze the essence of the concept of “professional identity crisis” and to disclose the psychological features of the experience of this state by teachers. Methodology and research methods. The following questionnaire methods were used for empirical data collection in the course of the study: the method of biographical reflection of M. V. Klementyeva; differential reflexivity test developed by D. A. Leontiev and E. A. Osin; the test of meaningful orientations by D. A. Leontiev. Data processing was conducted by means of descriptive statistics, comparative analysis with the involvement of the Mann-Whitney U test and correlation analysis having applied the Spearman’s rank correlation coefficient. Results and scientific novelty. Based on the theoretical analysis of the literature, the authors have defined the term “professional identity crisis experience”. The phenomenological questionnaire “Professional Identity Crisis Experience” has been developed. Having used the materials of questioning and self-reports of teachers, the group of the respondents going through the professional personality crisis (n=70) was found out among the examinees (n=150). In the course of the analysis of the results of the pilot research, it was established that there are the following psychological peculiarities experienced by the teachers in the professional crisis: changes in the meanings of the performed activity and revaluation of values; uncertainty of temporal professional perspective (or lack thereof); falling interest in pedagogical activities; lack of self-actualization; frustration; inability to control the events of own life. However, for many teachers, the experience of a professional crisis is accompanied by a reflection of the content of professional activity, the need for reflection of own experiences and states, finding new semantic reference points, perception of own professional prospect. It was found out that most of teachers having experienced the process of crisis as well as those who have never faced it, perceive the life as interesting and full; a crisis state influences only specific parameters of teachers’ meaningful orientations which are very important for pedagogical activity. This fact gives evidence of opportunities for successful professional identity crisis overcoming due to updating of vital resources. Practical significance. The results obtained can become the basis for designing the programs of psychological and pedagogical support of teachers’ professional development and activity.
Введение. Изменения, которые в последние годы произошли и продолжают происходить во многих общественных институтах, экономическая и социальная нестабильность, перманентные образовательные реформы порождают и усиливают чувство личной незащищенности у современных педагогов. Новая социально-профессиональная ситуация предполагает наличие у них высокой внутренней мотивации и способности к самостоятельному профессиональному развитию. Однако на фоне низкого социального статуса педагогической профессии и увеличившихся требований к ней многие педагоги оказываются не готовы к переосмыслению собственной роли в образовательном процессе и к решению возникающих профессиональных трудностей. Цели данной статьи – проанализировать сущность понятия «профессиональный кризис личности» и раскрыть психологические особенности переживания педагогами данного состояния. Методология и методы. В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались опросные методы: методика биографической рефлексии М. В. Клементьевой, дифференциальный тест рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Обработка данных производилась с применением дескриптивной статистики, сравнительного анализа с привлечением U-критерия Манна – Уитни и корреляционного анализа посредством r-критерия Спирмена. Результаты и научная новизна. На основе теоретического анализа и обобщения содержания имеющейся психологической литературы было сформулировано авторское определение понятия «переживание профессионального кризиса личности». Разработана феноменологическая анкета «Переживание профессионального кризиса личности». На материале анкетирования и самоотчетов педагогов среди испытуемых (n=150) была выделена группа респондентов, переживающих профессиональный кризис личности (n=70). На опытно-поисковом этапе исследования было установлено, что психологическому состоянию таких педагогов свойственны, прежде всего, изменения смыслов выполняемой деятельности и транформация ценностных ориентиров; размытость (или отсутствие) временной профессиональной перспективы; падение интереса к педагогической деятельности; неудовлетворенность самореализацией; неверие в свои силы и неспособность контролировать события собственной жизни. Однако у многих педагогов профессиональный кризис сопровождается рефлексией содержания выполняемой работы, потребностью в осмыслении собственного состояния, актуализацией поиска новых смысловых ориентиров, осознанием собственного профессионального потенциала. Выяснено, что большинство педагогов, как пребывающих в кризисе, так и не испытывающих его, воспринимают свою жизнь как интересную и насыщенную, а кризисное состояние влияет лишь на отдельные, хотя и важные для педагогической деятельности параметры смысложизненных ориентаций. Данный факт свидетельствует о возможностях успешного преодоления профессионального кризиса личности за счет актуализации жизненных ресурсов. Практическая значимость. Полученные результаты могут стать основой разработки программ психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и деятельности педагогов. 
Ключевые слова: EXPERIENCE
PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS
PSYCHOLOGICAL FEATURES
TEACHER
MEANINGS
REFLECTION
ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПЕДАГОГ
СМЫСЛЫ
РЕФЛЕКСИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-3-83-99
SCOPUS: 85062544999
WoS: 000461120400004
Источники: Образование и наука. 2018. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_3_006.pdf436,21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.