Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29511
Название: К вопросу о взаимосвязи инновационной готовности педагогов и социально-психологического климата вузов
Другие названия: TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP OF TEACHERS’ COMMITMENT TO INNOVATIONS AND SOCIOPSYCHOLOGICAL CLIMATE IN UNIVERSITIES
Автор: Avakyan, I. B.
Авакян, И. Б.
Дата публикации: 2018-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Авакян, И. Б. К вопросу о взаимосвязи инновационной готовности педагогов и социально-психологического климата вузов / И. Б. Авакян // Образование и наука. — 2018. — № 4. — С. 114-131.
Аннотация: Introduction. In the modern system of higher professional education, high standards are imposed on the quality of educational activity provided the relevance of the problem of the teacher’s commitment to innovation, which is expected to be implemented in the conditions of a favourable socio-psychological climate. The aim of the publication is to present the research results on identification of the dependence level of the teachers’ commitment to innovations and sociopsychological climate of teaching staff in higher educational institutions. Methodology and research methods. Various empirical methods were used in the course of the research: testing, questioning, polling, observation, conversation. The following techniques were involved as psychodiagnostic tools: the method “Assessment of Psychological Climate of Teaching Staff” by A. N. Lutoshkin; the rapid assessment methodology on studying social and psychological climate by Yu. A. Shalyto and O. S. Mikhalyuk; J. Ceserani’s questionnaire “Workplace Innovation Quotient”; the questionnaire of personnel’s commitment to innovations developed by V. V. Panteleeva and T. P. Knysheva. Processing of the data obtained was conducted by means of mathematical statics methods: the One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test, the Spearman’s Rank Correlation Coefficient, and the Method of Linear Regression. Results and scientific novelty. The content of the concept of “commitment to innovations of a university teacher” is disclosed; the concept of “socio-psychological climate” is concretized. The conducted research, with the sample consisted of 2036 teachers on the basis of 9 higher educational institutions of Russia, made it possible to identify the presence of a favourable socio-psychological climate in the teaching staff of all the universities. The correlation of the level of innovation factor with the indicators of a personality creative potential and psychological commitment to innovations of the research participants, at emotional, motivational, cognitive, personal (instrumental), organizational levels, has shown the linear dependence of this commitment on socio-psychological climate: the better the level is, the more the teachers commit themselves to innovations and encourage themselves to successful innovation implementation in the educational process. Practical significance. The research materials can be used by the managers and representatives of the teaching staff to implement the programs of innovative reorganization.
Введение. В современной системе высшего профессионального образования предъявляются высокие требования к качеству образовательной деятельности, что актуализирует проблему готовности преподавателя к инновациям, для осуществления которых, как предполагается, необходима благоприятная социально-психологическая среда. Цель публикации – представить результаты исследования по выявлению зависимости уровня инновационной готовности педагогов от социальнопсихологического климата в педагогических коллективах высших учебных заведений. Методы и методики. В ходе работы использовались различные эмпирические методы: тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение, беседа. В качестве психодиагностического инструментария были задействованы методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» А. Н. Лутошкина; экспресс-методика А. Ю. Шалыто и О. С. Михалюк по изучению социальнопсихологического климата; опросник Дж. Цезерани о творческом подходе и отношении к инновациям; опросник инновационной готовности персонала, разработанный В. В. Пантелеевой и Т. П. Кнышевой. Обработка полученных данных производилась с помощью методов математической статистки: с применением одновыборочного критерия Колмогорова – Смирнова, непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена, метода линейной регрессии. Результаты и научная новизна.С опорой на анализ содержания российских и зарубежных публикаций раскрыта сущность понятия «инновационная готовность преподавателя вуза» и конкретизировано понятие «социальнопсихологический климат». Комплексное исследование, общую выборку которого составили 2036 преподавателей из 9 высших учебных заведений России, позволило установить наличие достаточно благоприятной социально-психологической обстановки в коллективах всех вузов. Соотнесение уровня инновационного фактора с показателями творческого потенциала личности и психологической готовности испытуемых к инновационной деятельности на эмоциональном, мотивационном, когнитивном, личностном (инструментальном), организационном уровнях показало линейную зависимость данной готовности от социально-психологического климата: чем он лучше, тем больше педагоги расположены к инновациям и тем позитивней их настрой на успешное внедрение новаций в образовательный процесс. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы руководителями и представителями педагогических коллективов высших учебных заведений для реализации программ инновационных преобразований.
Ключевые слова: TEACHING STAFF
COMMITMENT TO INNOVATIONS
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE
HIGHER EDUCATION INSTITUTION
CREATIVE POTENTIAL
FLEXIBLE
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-4-114-131
SCOPUS: 85062499389
WoS: 000461120800005
Источники: Образование и наука. 2018. №4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_4_007.pdf744,65 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.