Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29532
Название: Экспириентивные методы изучения теории в инженерном вузе
Другие названия: EXPERIENTIAL METHODS OF STUDYING THEORY AT ENGINEERING UNIVERSITIES
Автор: Kruglikov, V. N.
Кругликов, В. Н.
Дата публикации: 2018-07
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Кругликов, В. Н. Экспириентивные методы изучения теории в инженерном вузе / В. Н. Кругликов // Образование и наука. — 2018. — № 6. — С. 50-69.
Аннотация: Introduction. Nowadays, the crisis of engineering education is observed around the world. This crisis is caused by prompt rates of development of science, high technologies and equipment, globalization processes, transition of economies of the developed countries to the innovative way of development and it requires the search for corresponding demands from the society and labour market for effective forms and methods of student education in technical specialties. The aims of the present publication are the following: to identify features of productive tutorials for future engineers; to describe experiential method of studying of the theory or otherwise the theoretical-focused method. Methodology and research methods. The methodological framework of the research is based on: practice-centred, person-centred and systemic approaches to education; theories of active and interactive training; methods of generalization and analysis. Results and scientific novelty. In recent years, the sphere of engineering education and generally the higher school have undergone a number of essential changes. It is shown that the ratio in a traditional dyad “theory – practice” has exchanged; its logic is still declared as basic, but in the reality is not any more. The role and value of lectures as source of educational information are defined. The conclusion is drawn that modern students neither from the psychological point of view, nor in connection with badly developed basic skills and abilities are still not ready to active and rational independent training; according students, they prefer less expensive and more effective lecture-based training provided by full-time attendance. It is noted that the declared principle of the practice-oriented training, which is not supported with theoretical base, does not allow the average university graduate to gain today’s in-demand competencies such as mobility, flexibility and adaptability, readiness for change of the place and activity profile, self-learning ability, and ability to plan and predict the prospects of career development, etc.Based on the experience of teachers of engineering higher education institution and own pedagogical activity, the author approves phasing out of the traditional principles of the organization and implementation of educational process caused by discrepancy of its classical model to challenges of modern times. The author proves implementation of a new, experiential method in the higher engineering education, which is directed to development of the theory and its practical consolidation of knowledge. The options for realization of the method are considered; its benefits and drawbacks are presented. This method has the integrated character; the method updates all the types of student educational activity (thinking, actions, speech, emotional and personal perception of a professional context), thus contributing to more effective interiorization of educational information and its conscious development; adhere to the recommendations of the international engineering communities to preparation of technical personnel and requirements of state standards of the higher education.Practical significance. The research materials and proposed approaches to training of engineering staff presented in the publication can be used by teachers of higher education institutions in daily practice for student cognitive activity stimulation and enhancing its efficiency.
Введение. Наблюдающийся во всем мире кризис инженерного образования, обусловленный стремительными темпами развития науки, высоких технологий и техники, процессами глобализации, переходом экономик развитых стран на инновационный путь развития, требует поиска соответствующих запросам общества и рынка труда эффективных форм и методов обучения студентов технических направлений подготовки. Цели представленной в статье работы заключаются в выявлении особенностей продуктивных средств обучения будущих инженеров и характеристике одного из них – экспириентивного метода изучения теории, или иначе теоретико-ориентированного метода. Методология и методы. Методологическую базу исследования составили практико-ориентированный, личностно-ориентированный и системный подходы к образованию; теории активного и интерактивного обучения; методы обобщения и анализа. Результаты. Зафиксирован ряд существенных изменений, которые произошли в последние годы в сфере инженерной подготовки и в целом в высшей школе. Показано, что поменялось соотношение в традиционной диаде «теория – практика», логика которой по-прежнему декларируется как базовая, но в реальности таковой уже не является. Определены роль и значение лекций как источника учебной информации. Сделан вывод о том, что современные студенты пока ни с психологической точки зрения, ни в связи с плохо сформированными базовыми навыками и умениями не готовы к деятельному и рациональному самостоятельному обучению и предпочитают менее затратные и более действенные, по их мнению, лекционные формы занятий в очном режиме. Констатируется, что декларируемый принцип практико-ориентированного обучения, не подкрепленный теоретической базой, не позволяет среднестатистическому выпускнику вуза приобрести такие востребованные сегодня компетенции, как мобильность, гибкость и адаптивность, готовность к смене места и профиля деятельности, самообучаемость, умение планировать и прогнозировать перспективы карьерного роста и др. С опорой на опыт преподавателей инженерного вуза и собственную педагогическую деятельность автор утверждает постепенный отказ от традиционных принципов организации и осуществления учебного процесса, вызванный несоответствием его классической модели вызовам нового времени. Обосновывается внедрение в высшее инженерное образование нового, экспириентивного метода, направленного на освоение теории и ее практическое закрепление. Рассмотрены варианты реализации метода, отмечены его недостатки и достоинства. Метод носит интегрированный характер; актуализирует все виды образовательной активности студентов (мышление, действия, речь, эмоционально-личностное восприятие профессионального контекста), что способствует более эффективной интериоризации учебной информации и ее осознанному освоению; соответствует рекомендациям международных инженерных сообществ к подготовке технических кадров и требованиям государственных стандартов высшего образования. Практическая значимость. Представленные в публикации материалы и предлагаемые подходы к подготовке инженерных кадров могут быть использованы преподавателями вузов в повседневной практике в целях стимулирования познавательной деятельности студентов и повышения ее результативности.
Ключевые слова: EXPERIENTIAL METHOD
THEORY AND PRACTICE
LECTURES
PRACTICE-ORIENTED STUDIES
THEORETICALLY-ORIENTED STUDIES
ACTIVE LEARNING
INTERACTIVE LEARNING
ЭКСПИРИЕНТИВНЫЙ МЕТОД
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ЛЕКЦИИ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕОРЕТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-50-69
SCOPUS: 85062517608
WoS: 000461121100003
Источники: Образование и наука. 2018. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_6_005.pdf511,3 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.