Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29559
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorDubrovina, N. A.en
dc.contributor.authorNaboichenko, E. S.en
dc.contributor.authorДубровина, Н. А.ru
dc.contributor.authorНабойченко, Е. С.ru
dc.date.accessioned2019-11-08T19:07:05Z-
dc.date.available2019-11-08T19:07:05Z-
dc.date.issued2018-11-
dc.identifier.citationДубровина, Н. А. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата / Н. А. Дубровина, Е. С. Набойченко // Образование и наука. — 2018. — № 8. — С. 129-147.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1017en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85063343789scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29559-
dc.description.abstractIntroduction. In the system of preschool education, parents are full participants of the learning process. It is highly problematic to provide the efficiency of the educational process without involving parents, especially, in the case of younger children with special healthcare needs (CSHCN). Successful psychological and pedagogical guidance to children with movement disorders is hardly possible without the participation of the closest people. The future of children directly depends on the psychological state of their parents and their ability to provide the necessary assistance. Nevertheless, the majority of preventive measures intended for the socialisation of “special” children and their adaptation in the society does not affect the personal issues of adult family members. The aim of the research was to present the results of psychological and pedagogical experiment directed to the transformative components of personal potential of parents of preschool children with movement disorders during their preparation for education at the comprehensive school. Methodology and research methods. In the course of the research, the following psychological approaches were used: the questionnaire developed by N. P. Fetiskin “Diagnostics of realisation of the needs for self-development”; S. Maddi’s Hardiness Survey adapted by D. A. Leontiev; N. N. Melnikova’s Adaptive Behavior Strategies questionnaire; K. Shreiner’s Express Diagnostics of the Stress Level. Mathematical processing of empirical data was carried out using the software statistica 12.0 with the application of the Mann–Whitney U-test and the Wilcoxon T-test.Results and scientific novelty. The motivational, behavioural and emotional components of personal potential in parents of children with movement disorders were identified. In the course of the first stage of the research, it was revealed that parents of children with movement disorders choose disadaptive behavioural strategies. The majority of parents experience a constant fatigue and stress, the need for self-development is on the low level. Frequently, families of children with movement disorders are in the situation of stigmatisation that considerably becomes aggravated and amplifies at the stage of preparation for schooling. The developed technology of the psychological and pedagogical support for families will allow optimising components of parenting personal potential and achieving an optimal level of the family social and psychological adaptability when preparing children for entry into schools. The approbation of technology showed considerable positive changes in the parents of experimental group when choosing the strategy of behaviour and attitude towards their children. Moreover, essential positive transformations of motivational and emotional components of personal potentials were identified in the majority of adult participants. Practical significance. The findings obtained and the conclusions drawn by the authors will be very useful to designing psychological and pedagogical activity in educational institutions. The implementation into practice of the proposed psycho-diagnostic complex will help to develop evidence-based approaches and recommendations for the interaction of educational institutions with adult members of families of children with movement disorders at the stage of preparation for school.en
dc.description.abstractВведение. В системе дошкольного образования родители являются полноправными участниками процесса воспитания. Обеспечить эффективность образовательного процесса без включения в него родителей особенно проблематично, если речь идет о ребенке младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вообще вряд ли возможно без участия самых близких и родных им людей, от психологического состояния которых и способности оказывать необходимую ребенку помощь напрямую зависит будущее растущего человека. Несмотря на это, большинство профилактических мер по социализации «особенных» детей и адаптации их в обществе не затрагивает личностных проблем взрослых членов их семей. Цель публикации – представить результаты психолого-педагогического эксперимента, направленного на преобразование компонентов личностного потенциала родителей дошкольников с диагнозом НОДА в период их подготовки к обучению в общеобразовательной школе. Методология и методики исследования. В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались опросник Н. П. Фетискина «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии»; «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым; тест «Адаптивные стратегии поведения» Н. Н. Мельниковой; экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнер. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Statistica 12.0, с применением U-критерия Манна – Уитни и T-критерия Вилкоксона. Результаты и научная новизна. Выделены мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты личностного потенциала родителей, имеющих детей с НОДА. На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента было установлено, что такие родители, как правило, выбирают дезадаптивные стратегии поведения. Большинство из них испытывает постоянное чувство переутомления и эмоциональное истощение, у многих слабо выражена потребность в саморазвитии. Нередко семьи, где есть дети с НОДА, находятся в ситуации стигматизации, которая заметно обостряется и усиливается на этапе подготовки к обучению в школе. Для оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с НОДА, на основе средств и методов адаптивной физической культуры разработана технология, позволяющая оптимизировать компоненты личностного потенциала родителей и способствующая достижению оптимального уровня социально-психологической адаптированности всей семьи при поступлении ребенка в общеобразовательную школу. Апробация технологии показала значительные позитивные изменения у родителей экспериментальной группы в выборе стратегий поведения и отношения к ребенку, а также существенные положительные трансформации мотивационного и эмоционального компонентов личностного потенциала большей части взрослых участников эксперимента. Практическая значимость. Полученные результаты исследования и сделанные авторами выводы будут весьма полезны для построения психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Внедрение в практику предлагаемого психодиагностического комплекса поможет разработать научно обоснованные методики и рекомендации взаимодействия педагогов и психологов с взрослыми членами семьи ребенка с НОДА на этапе его подготовки к школе. ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2018. №8ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectMOVEMENT DISORDERSen
dc.subjectPERSONAL POTENTIALen
dc.subjectPRESCHOOL CHILDRENen
dc.subjectBEHAVIORAL STRATEGIESen
dc.subjectPARENTSen
dc.subjectMOTIVATIONAL COMPONENTen
dc.subjectBEHAVIOURAL COMPONENTen
dc.subjectEMOTIONAL COMPONENTen
dc.subjectНАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)ru
dc.subjectЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛru
dc.subjectДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТru
dc.subjectСТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯru
dc.subjectРОДИТЕЛИru
dc.subjectМОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТru
dc.subjectПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТru
dc.subjectЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТru
dc.titleОптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаru
dc.title.alternativeTHE OPTIMISATION OF PARENTING PERSONAL POTENTIAL AS AN ASPECT OF SUPPORT FOR FAMILIES OF CHILDREN WITH MOVEMENT DISORDERSen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage129-
local.description.lastpage147-
local.issue8-
local.volume20-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2018-8-129-147-
local.identifier.scopus85063343789-
local.identifier.eid2-s2.0-85063343789-
local.identifier.otherWOS:000461121600007wos
local.identifier.wos000461121600007-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_8_009.pdf502 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.