Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29576
Название: Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы
Другие названия: BUILDING RESEARCH COMPETENCE OF PHD STUDENTS: AN ANALYSIS OF EXPERIENCE OF A PHD SCHOOL
Автор: Strokova, T. А.
Строкова, Т. А.
Дата публикации: 2018-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Строкова, Т. А. Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы / Т. А. Строкова // Образование и наука. — 2018. — № 10. — С. 9-30.
Аннотация: Introduction. Postgraduate education of the Russian higher school is traditionally considered as a strategic reserve, which provides the continuity of academic and teaching personnel and the efficiency of education of future experts. However, the total number of this key resource of the higher education system, which guarantees its stable functioning and further forward development, has been reduced in recent years. Postgraduate admission has decreased, in particular, pedagogical training programmes. What is most important, the PhD student quality has substantially dropped.The aim of the present publication was to identify the level of research skills of PhD students of pedagogical specialisation and present the most productive ways for the formation of skills to carry out research activities. Methodology and research methods. The study was based on the ideas of systemic-activity approach, competency-based approach and major provisions of the theory of action. Scientific publications on research projects of PhD students and the concept of “new” post graduate school in the Russian education were analysed. Online survey and questionnaire survey of PhD students, their supervisors and members of dissertation boards were conducted. The assessment of results of research conducted by PhD students, synthesis and description of productive teaching practices and positive pedagogical experience gained at Tyumen State University (TSU) were applied.Results and scientific novelty. Based on the classical interpretation of nature and contents of human activity, a definition of research activity is formulated. It constitutes as the grounds for development of the contents and procedure for the list of research tasks for PhD students to master in order to successfully complete their PhD studies (as yet, the similar register has been compiled and scientifically based only for a bachelor degree). Insufficient competence of many PhD students to organise and conduct an independent scientific and pedagogical search is proved. Unstable components of their research competence are revealed: inability to use the most important elements of the methodology corpus and problems in writing scientific texts. Practically verified methods and means to develop the research competence of PhD students, doctoral candidates, applicants on academic degrees and their research supervisors are described: methodological seminars of the education department, a group analysis of scientific texts for publication, group visits and discussion of open lectures and seminars for teachers of the education department and PhD students, role mini-plays, public preliminary dissertation defense, participation in the events held by the department, etc. Practical significance. Knowledge of the gaps in research competence of PhD students will allow their supervisors to selectively improve the students’ skills, which are necessary for writing and defending the dissertation. Creative application and systematically scientific-pedagogical work will help achieve a significant improvement in building PhD student competence for scientific and teaching activities.
Введение. Аспирантура российской высшей школы традиционно считается ее стратегическим резервом, обеспечивающим преемственность научно-педагогических кадров и эффективность подготовки обучающихся в вузах будущих специалистов. Однако общая численность этого ключевого ресурса системы высшего образования, гарантирующего ее стабильное функционирование и дальнейшее поступательное развитие, в последние годы резко сократилась, снизился прием в аспирантуру, особенно педагогических направлений, а самое главное – заметно упало качество подготовки ее выпускников. Цель обсуждения поднимаемых в статье вопросов – выявить подлинный уровень научно-исследовательской компетентности аспирантов педагогической специализации и представить продуктивные способы формирования у них навыков и умений осуществления результативной научной деятельности. Методология и методы. Работа базировалось на идеях системно-деятельностного и компетентностного подходов и ведущих положениях теории деятельности. Произведен анализ публикаций о проблемах начинающих ученых и о концепции «новой» аспирантуры в отечественном образовании. Для выполнения части поставленных задач использовались анкетирование и интернет-опрос аспирантов, их научных руководителей и членов диссертационных советов; обобщение продуктов исследовательской деятельности аспирантов и положительного педагогического опыта, накопленного в течение многих лет в научной школе Тюменского государственного университета (ТюмГУ). Результаты и научная новизна. С опорой на классические трактовки сущности и содержания человеческой деятельности сформулировано определение ее разновидности – научно-исследовательской деятельности. Оно может служить исходной точкой для оформления до сих пор отсутствующего официального перечня исследовательских компетенций, которыми должны владеть аспиранты (пока подобный реестр составлен и научно обоснован только для бакалавриата). Зафиксирована недостаточная готовность многих аспирантов к организации и проведению самостоятельного научно-педагогического поиска. Наиболее слабыми звеньями профессиональной неготовности являются неумение применять важнейшие элементы методологического аппарата и слабые навыки создания научных текстов. Описан неоднократно проверенный на практике в ТюмГУ инструментальный комплекс методов, форм и средств повышения исследовательской компетентности не только аспирантов, но и докторантов, соискателей на ученые степени и их научных руководителей. В данный арсенал входят регулярные, открытые для всех желающих методологические семинары, коллективный анализ планирующихся к публикации статей, посещение и коллегиальное обсуждение открытых занятий преподавателей и аспирантов, деловые игры, имитирующие ситуации предзащиты и защиты диссертаций, и др. Практическая значимость. Осведомленность о «проблемных зонах» подготовленности аспирантов к самостоятельному исследовательскому поиску поможет организовать адресное (индивидуальное), рациональное и действенное руководство диссертационными изысканиями. Творческий подход и системная научно-педагогическая работа позволят добиться значительного улучшения качества подготовки аспирантов к самореализации в научной и преподавательской деятельности.
Ключевые слова: PHD STUDENTS
RESEARCH COMPETENCE
RESEARCH ACTIVITIES
ASSESSMENT
SELF-ASSESSMENT
RESEARCH SUPERVISOR
SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL SCHOOL
АСПИРАНТЫ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
ОЦЕНКА
САМООЦЕНКА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-9-30
SCOPUS: 85063335889
WoS: 000461122200001
Сведения о поддержке: The work was sponsored by the grant of the Russian Foundation for Basic Research № 18–013–00268A “Building Research Competence of Students in the System of Multi-Level University Studies in Psychology and Education and Professional Development of Teaching Staff”
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18–013–00268А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров»
Источники: Образование и наука. 2018. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_10_003.pdf485,58 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.