Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29578
Название: Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы
Другие названия: DIGITAL ECONOMY AND RECRUITMENT POTENTIAL: STRATEGICAL INTERCONNECTION AND PROSPECTS
Автор: Peshkova, G. Y.
Samarina, А. Y.
Пешкова, Г. Ю.
Самарина, А. Ю.
Дата публикации: 2018-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Пешкова, Г. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы / Г. Ю. Пешкова, А. Ю. Самарина // Образование и наука. — 2018. — № 10. — С. 50-75.
Аннотация: Introduction. Nowadays, information technologies are developing rapidly. This process affects practically all spheres of life and causes the need of system technological revolutions and modern methods of data processing. A process of digitalisation inevitably changes the structure of population employment and the educational environment as being provider of new HR-recourses. The aims of the research were to identify the problems of the digitalization policy in Russia and to formulate possible solutions. Methodology and research methods. The methods of theoretical investigation were used: abstraction, synthesis, analysis and generalisation. Results. The interaction of education systems and science in the field of preparation of HR-recourses at the stage of digital modernisation of the Russian economy is considered. The impact of digitalisation on vacancies and competences needed and the level of preparedness of Russia for the new technological mode are analysed. The perspective directions of higher education and recruitment policy of enterprise and the whole state are identified. The authors have come to the conclusion that rational recruitment policy is an essential part of Russian economy’s digitalisation. The efficiency of realisation of this strategy requires systembased approach to the organisation of staff training for the enterprises in actively changing economic conditions. HR management has become an extremely important element of this system. It is impossible to manage with such digitalization risks as structural unemployment and – at the same time – deficit of highly-qualified specialists without paying attention to what HR-market requires. Scientific novelty. The originality of digital economy is in its optimising effect on production and consumption possible because of operativeness and consolidation of information and computing systems. There has appeared an opportunity to manage socio-economic processes systematically. The necessity of structural changes in HR-market is proved. Moreover, high schools should head the process of overcoming the expected structural unemployment caused by new technologies appearing, i.e. they provide high-quality education of specialised competencies necessary for workers, in particular. Universities must not wait for the government to work out and present new standards and recommendations. On the contrary, high schools ought to independently and urgently initiate the organisation of competitive experts training and to form innovative methods of education of new specialists by cooperating with business sphere and taking examples of digital leaders. To sum up, sensible approach to educational policy can solve the problem of balancing the HК-market and prevent social disturbance. Practical significance. On the example of activity of separate higher education institutions, the ways and models of functioning of the higher school are shown according to economic tendencies.
Введение. Стремительно развивающаяся цифровая экономика, проникающая во все сферы жизнедеятельности в современном обществе, порождает потребность в системных технологических прорывах и освоении новых способов обработки информации. Процесс тотальной цифровизации неизбежно меняет структуру занятости населения и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в совершенно иных по сравнению с прежними условиях. Цели проведенного авторами статьи исследования – выявить проблемы, с которыми сталкивается или может столкнуться проводимая в России политика цифровизации, и сформулировать приемлемые варианты их решения. Методология и методики. В ходе работы применялись методы теоретического исследования: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение. Результаты. Рассмотрено взаимодействие систем образования и науки в области подготовки кадровых ресурсов на этапе цифровой модернизации российской экономики. Проанализированы влияние цифровизации на изменение перечней специальностей и компетенций, востребованных работодателями, и степень готовности РФ к новому технологическому укладу. Исходя из этого выявлены перспективные направления в высшем образовании и кадровой политике на уровнях предприятия и государства. Сделан вывод о том, что грамотная политика подготовки кадров – неотъемлемая составляющая цифровизации экономики. Эффективность реализации описанной авторами стратегии подразумевает системный подход к организации обучения персонала для предприятий в активно трансформирующихся экономических условиях. Важным элементом данного подхода является рациональное использование человеческих ресурсов. Без должного внимания к тому, какие профессии и специальности становятся наиболее актуальными и ценными в кардинально преображающихся реалиях, невозможно преодоление угроз цифровой эконо мики, заключающихся в одновременных структурной безработице и сопровождающем ее дефиците квалифицированных специалистов. Научная новизна. Уникальность цифровой экономики состоит в том, что она в силу гибкости технологий позволяет оптимизировать производство и потребление его продукции за счет быстродействия и консолидации информационно-вычислительных систем. Появляется возможность поступательно увязывать в единое целое социально-экономические процессы и целенаправленно управлять ими. Обоснована необходимость структурных изменений в системе подготовки кадров. Подчеркивается, что возглавить поиск решения такой серьезной проблемы, как ожидаемая с большой долей вероятности структурная безработица, вызванная распространением новых технологий, должны высшие учебные заведения, так как именно они обеспечивают качественное формирование необходимых работникам специализированных компетенций. Вузам не следует ждать от государства готовых стандартов и рекомендаций. Наоборот, они должны самостоятельно и безотлагательно приступить к организации обучения конкурентоспособных специалистов, опираясь на инновационный опыт лидеров цифровых трансформаций и тесно сотрудничая с бизнесом. Тщательно обдуманная, учитывающая современные тенденции образовательная политика поможет не только сбалансированно наполнить специалистами рынок труда, но и предотвратить социальный коллапс. Практическая значимость. На примере деятельности отдельных вузов продемонстрированы способы функционирования высшей школы в соответствии с трендами развития экономики.
Ключевые слова: DIGITAL ECONOMY
RECRUITMENT POLICY
INFORMATION TECHNOLOGIES
INTELLECTUAL PROPERTY
DIGITAL TRANSFORMATION
INTERNET OF THINGS
BITCOINS
STRATEGY OF ECONOMIC DEVELOPMENT
COMPETENCIES
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ
БИТКОИНЫ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
КОМПЕТЕНЦИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-50-75
SCOPUS: 85063355247
WoS: 000461122200003
Источники: Образование и наука. 2018. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_10_005.pdf612,79 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.