Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29591
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorSteinberg, V. E.en
dc.contributor.authorVakhidova, L. V.en
dc.contributor.authorGabitova, E. M.en
dc.contributor.authorШтейнберг, В. Э.ru
dc.contributor.authorВахидова, Л. В.ru
dc.contributor.authorГабитова, Э. М.ru
dc.date.accessioned2019-11-08T19:07:09Z-
dc.date.available2019-11-08T19:07:09Z-
dc.date.issued2019-02-
dc.identifier.citationШтейнберг, В. Э. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера / В. Э. Штейнберг, Л. В. Вахидова, Э. М. Габитова // Образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 59-81.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/1094en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85063319988scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29591-
dc.description.abstractIntroduction. Today, the system of secondary vocational education (SVE) is faced by a multi-factorial problem: the training of qualified specialists, taking into account approved federal unified standards; the fulfillment of potential employers’ requirements, which often do not coincide with these standards; and the determination of rapid responses to continuous changes in labour market conditions, i. e. the requirement for a qualitative human resources upgrade in regional production clusters and holding companies, as well as numerous small enterprises. The aim of the research was to develop a methodology for analysing vocational-educational problematics. The methodology was designed for the differentiation, specification and justification of relevant specialised competencies, which complement universal and general professional competencies documented in educational standards.Methodology and research methods. As a research methodology, a causal approach was used, specifically implemented in the form of a multi-dimensional matrix informing a stage-by-stage analysis, which links the need for qualified personnel (experts, who have necessary competencies) with the pedagogical conditions for their preparation (formation of necessary competencies in students).Results and scientific novelty. We present a recommendation for the organisational and content-based improvement of specialist education in terms of key SVE tasks and factors. This education should be conducted by means of systematic identification and assessment of multi-dimensional regional and sectoral needs for trained personnel, projections of results of monitoring on educational programmes and development of means for the acquisition of the relevant skills. The structure and algorithm of multi-dimensional matrix analysis, providing a stageby-stage presentation of problems found in industrial enterprises concerning specified SVE graduate competencies, are described and visually presented. This also enables to effectively build and timely adjust the learning process of really demanded, competitive experts capable to realise innovative projects, to master and create new equipment, i. e. to keep the successful operation and development of production and economics of a region and a country in general. The logic-semantic model of formation of transprofessional competencies, which integrates technological, informational, legislative and communicative-interprofessional components, is designed. The model consists of eight coordinate axes (“Structure of package tasks”, “Significant factors”, “Components”, “Theoretical bases”, “Implementation”, “Criteria of formation of competencies”, “Result”, “Strategic partners”) and reflects internal interrelations between all the elements of process of vocational education.Practical significance. The materials of the research and its results complement the theory and practice of vocational education, on the one hand, by new tools for development of federal and other standards, on the other hand, by methodological means of rational choice and justification through the introduction of the specific profile of variable professional competencies into SVE programmes. The authors proposed the methodological and graphic solutions of the problems and the recommendations, which can be used in the organisations of vocational education.en
dc.description.abstractВведение. Сегодня системе среднего профессионального образования (СПО) приходится решать многофакторную задачу – готовить квалифицированных специалистов, ориентируясь на утвержденные федеральные унифицированные нормативы, учитывать часто несовпадающие с этими нормативами требования потенциальных работодателей выпускников и оперативно реагировать на непрерывные изменения конъюнктуры рынка труда – запросы на новое, повышенное качество кадрового состава региональных производственных кластеров и холдингов, а также многочисленных малых предприятий.Цель изложенного в публикации исследования состояла в разработке методики анализа профессионально-образовательной проблематики, предназначенной для дифференциации, детализации и обоснования актуальных специализированных компетенций, дополняющих зафиксированные в образовательных стандартах универсальные и общепрофессиональные компетенции. Методология и методики. Работа выполнялась с опорой на каузальный или причинно-следственный, подход, воплощенный в форме многомерно-матричного поэтапного анализа, связывающего производственные потребности в квалифицированных кадрах (специалистах, обладающих необходимыми компетенциями) с педагогическими условиями их подготовки (формирования у обучающихся этих необходимых компетенций). Результаты и научная новизна. Исходя из основных факторов ключевой для СПО задачи, предложена концепция совершенствования организации и содержания подготовки специалистов посредством планомерного выявления и оценки многоаспектных варьирующихся нужд регионального производственного сектора в обученных кадрах и проецирования результатов данного мониторинга на образовательные программы и способы их усвоения. Описаны и визуально представлены структура и алгоритм многомерно-матричного анализа, проведение которого предусматривает поэтапное наложение обнаруживаемых у отраслевых предприятий проблем на перманентно уточняющиеся компетенции выпускников СПО, что позволяет эффективно выстраивать и своевременно корректировать процесс подготовки действительно востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых претворять в жизнь инновационные проекты, осваивать и создавать новую технику, т. е. поддерживать успешное функционирование и развитие производства и экономики региона и страны в целом. Сконструирована логико-смысловая модель формирования транспрофессиональных компетенций, объединяющих технологические, информационные, нормативно-правовые и коммуникативно-межпрофессиональные компоненты. Модель, состоящая из восьми координатных осей («Структура пакетных задач», «Значимые факторы», «Компоненты», «Теоретические основы», «Практическая реализация», «Критерии сформированности компетенций», «Результат», «Стратегические партнеры»), отражает внутренние взаимосвязи между всеми элементами процесса профессиональной подготовки. Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты дополняют теорию и практику профессионального образования, с одной стороны, новым инструментарием для разработки федеральных и иных стандартов, с другой – методическими средствами рационального выбора и обоснования введения в программы СПО конкретного профиля вариативных профессиональных компетенций. Предложенные авторами методические и графические решения обсуждаемых в статье проблем и подготовленные на их основе рекомендации могут быть массово использованы в организациях профессионального образования.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2019. №1ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectVOCATIONAL EDUCATIONen
dc.subjectCAUSAL APPROACHen
dc.subjectMULTI-DIMENSIONAL MATRIX ANALYSISen
dc.subjectSPECIALISED AND ADDITIONAL COMPETENCIESen
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectКАУЗАЛЬНЫЙ ПОДХОДru
dc.subjectМНОГОМЕРНО-МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗru
dc.subjectСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИru
dc.titleАнализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластераru
dc.title.alternativeAn Analysis of the Vocational-Educational Problematics for Substantiating Production Specialist Competenciesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage59-
local.description.lastpage81-
local.issue1-
local.volume21-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2019-1-59-81-
local.identifier.scopus85063319988-
local.identifier.eid2-s2.0-85063319988-
local.identifier.otherWOS:000461122900003wos
local.identifier.wos000461122900003-
local.identifier.rsi37057169-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_1_005.pdf775,78 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.