Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29602
Title: Институциональное моделирование системы управления региональными участниками дуального образования
Other Titles: INSTITUTIONAL MODELLING OF THE MANAGEMENT SYSTEM FOR REGIONAL PARTICIPANTS OF DUAL EDUCATION
Authors: Kokovikhin, A. Y.
Mokronosov, A. G.
Ogorodnikova, E. S.
Коковихин, А. Ю.
Мокроносов, А. Г.
Огородникова, Е. С.
Issue Date: 2019-03
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Коковихин, А. Ю. Институциональное моделирование системы управления региональными участниками дуального образования / А. Ю. Коковихин, А. Г. Мокроносов, Е. С. Огородникова // Образование и наука. — 2019. — № 2. — С. 74-95.
Abstract: Introduction. The need for increasing the investment attractiveness of Russian regions and meeting the needs of territories for qualified personnel updates the search for infrastructure and coordination mechanisms and tools of the solution of these problems. At the same time, the diversity of interests of participants in dual education and their various structural positions do not allow to solve this task by directive methods, both on the part of state structures and corporate sectors. One of the solutions might be to form an effective management system for dual education, which assumes the organisation of practical vocational training according to inquiries of employers, who are involved in implementation of educational process in order to promote labour market with in-demand experts. The aim of the present research was the scientific substantiation of the choice of the institutional model for management of dual education system at the regional level, taking into account the interests of all its members: enterprises, government agencies, students and educational institutions. Methodology and research methods. The research was based on the systematic approach. The methods of modelling and comparative analysis were employed. The provisions and principles of utility theory served as the methodological basis of institutional model formation. Results and scientific novelty. The main target reference points of regional participants of dual education were identified and formalised in the form of certain indicators. Two types of models of management of these subjects were considered: models with and without the usage of institutional superstructures. As a key criterion for model selection, maximization of a complex indicator of its utility for interested parties was offered. In particular, it was demonstrated that supervision of graduates by a certain employer is caused by parameters of employment attractiveness, such as a wide range of horizontal and vertical career cards and a possibility of continuing vocational education. The conducted quantitative research on utility indicators allowed the authors to design the institutional model for management of regional participants within the system of dual education and to recommend it for further implementation. Practical significance. The institutional model presented in the publication is directed to the solution of tasks faced by partner companies and educational establishments within the system of dual education. When applying this model, it is possible to forecast personnel requirements – job availability in the future of jobs, resulting to a considerable simplification of vocational guidance  work, which can be carried out in the course of applicants’ preparation.
Введение. Необходимость повышения инвестиционной привлекательности регионов России и удовлетворения нужд территорий в квалифицированных кадрах актуализирует поиск инфраструктурных и координационных механизмов и инструментария решения данных проблем. Справиться с ними нельзя исключительно директивными мерами, исходящими как от государственных структур, так и от корпоративного сектора, по причине разнонаправленности их интересов и различных функциональных позиций. Одним из выходов может быть построение региональной модели эффективного управления системой дуального образования, которое предполагает организацию практической профессиональной подготовки в соответствии с запросами работодателей, привлекающихся к осуществлению учебного процесса, и, как следствие, обеспечение рынка труда действительно востребованными специалистами. Цель данной статьи – научное обоснование выбора институциональной модели управления дуальной системой обучения на региональном уровне с учетом интересов всех ее субъектов: предприятий, государства, учащихся и образовательных учреждений. Методология и методы. Работа выполнялась с опорой на системный подход, были задействованы методы моделирования и сравнительного анализа. Методологическую основу формирования институциональной модели составили положения и принципы теории полезности. Результаты и научная новизна. Выявлены и формализованы в виде конкретных показателей основные целевые ориентиры региональных участников дуального образования. Рассмотрены два типа моделей управления Институциональное моделирование системы управления региональными участниками дуального образования этими субъектами: с использованием и без использования институциональных надстроек. В качестве ключевого критерия выбора модели предложена максимизация комплексного показателя ее полезности для заинтересованных сторон. В частности, показано, что закрепление выпускников за определенным работодателем обусловлено параметрами привлекательности трудоустройства, такими как широкий спектр горизонтальных и вертикальных карьерных карт и возможности продолжения профессионального обучения. Проведенное количественное исследование показателей полезности позволило сконструировать институциональную модель управления региональными участниками дуального образования, рекомендуемую авторами к реализации. Практическая значимость. Описанная в публикации институциональная модель направлена на решение задач, стоящих перед компаниями-партнерами и образовательными организациями, в рамках системы дуального образования. Посредством применения данной модели возможно прогнозирование потребности в кадрах – наличия в будущем рабочих мест, что в значительной степени упрощает профориентационную работу, которая может проводиться еще на стадии подготовки абитуриентов.
Keywords: DUAL EDUCATION
INSTITUTIONAL MODELLING
INTEGRATED INDICATOR
UTILITY
MANAGEMENT MODEL
TARGET VECTOR
SECONDARY EDUCATION
INSTITUTIONAL SUPERSTRUCTURE
ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
ПОЛЕЗНОСТЬ
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ ВЕКТОР
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НАДСТРОЙКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-74-95
SCOPUS: 85065317613
WoS: 000461123000004
Origin: Образование и наука. 2019. №2
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2019_2_006.pdf814,57 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.