Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29689
Название: Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования
Другие названия: SCIENTIFIC-PROJECT CONSULTING AS AN INNOVATIVE FORMAT OF POSTGRADUATE EDUCATION
Автор: Ignatieva, G. A.
Tulupova, O. V.
Игнатьева, Г. А.
Тулупова, О. В.
Дата публикации: 2017-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Игнатьева, Г. А. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Образование и наука. — 2017. — № 1. — С. 177-197.
Аннотация: Introduction. Today the main social and economic advantage of Russia in global economy (we do not take natural wealth into account) is the human capital which development has to become a priority for all levels of an education system. The relevance of the article determined by the need to modernize the educational programs, technology and content of the educational process in the institutional space of postgraduate teacher education. It is one of the key factors in the development of the intellectual capital of a society, providing a transition to continuous, socially oriented, associated with global and domestic fundamental science education for all people and aimed at the formation of the creative socially responsible personality. The new mission of post-degree training «through all life», consisting in the advancing formation of intellectual potential of the country, demands search of new forms and methods of additional professional education. Aim. The aim of the article is to disclosure the essence of scientific-project consulting as an innovative format of teachers and scientific-pedagogical staff. Methods. The institutional approach is the basis of the study. In accordance with this approach, the development strategy and the areas of work of traditional and new institutions of post-degree education – Department of Pedagogy and Andragogy and the Center of Scientific and Design Consulting are designated. As methodological base of this type of consulting, it is offered to use provisions of the genetic-substantial theory of the developing education, in particular the principle of development regulating processes of continuous improvement of professionalism of experts of education and development of new functions by them in post-industrial society. Results. The conceptual model of a reflexive outline of management of process of formation of new professional positions of the teacher is constructed; its components are characterized. Scientific-project consulting as a backbone concept of model is defined as a specific innovative format of preparation of pedagogical and academic-teaching personnel capable to conscious design and transformation of own professional activity and education in general acts. Projecttransformative approach to implementation of analytical, organizational-administrative and scientific-methodical support of teachers concludes in the mechanism of realization of such consulting. The value of this format of additional professional education from the point of view of the joint practice-focused scientific search organization of the solution of problems in education system is shown. The forms of post-degree training which are most demanded within scientific and design consulting are described. Scientific novelty. In the field of pedagogical post-degree education consulting has not become a full standard rule yet. In general, educational consulting including development of techniques of management and planning of educational activity is applied to methodical maintenance of functioning and development of educational structures. Perspective scientific and project types of consulting in post-industrial society still have remained out-of-sight of a scientific pedagogical research. The authors of the present article make one of the first attempts on completion of this gap in the Russian education. Practical significance. Introduction of scientific-project consulting in the field of post-degree training of the top skills for the sphere education offers new opportunities of scientific-organizational and expert-consulting maintenance of innovative activity of members of an educational process.
Введение. Сегодня основным социально-экономическим преимуществом России в глобальной экономике, если не брать в расчет природные богатства, является человеческий капитал, развитие которого должно стать приоритетом для всех уровней системы образования. Один из ключевых факторов приращения интеллектуального капитала в современном обществе – модернизация постдипломного педагогического образования, так как именно эта система призвана мобильно, в соответствии с вызовами времени корректировать компетенции педагогических и научно-педагогических кадров, занимающихся подготовкой специалистов для всех общественных практик – людей, которые завтра будут задавать вектор развития государства. Новая миссия постдипломного обучения «через всю жизнь», заключающаяся в опережающем формировании интеллектуального потенциала страны, требует поиска новых форм и методов дополнительного профессионального образования. Цель публикации – раскрыть сущность научно-проектного консалтинга и его роль в подготовке и повышении квалификации педагогов и научно-педагогических работников.Методология исследования. Основу представленного в статье исследования составил институциональный подход. В соответствии с ним обозначены стратегия развития и направления работы традиционных и новых институций постдипломного образования – кафедры педагогики и андрагогики и центра научно-проектного консалтинга. В качестве методологической базы данного вида консалтинга предлагается использовать положения генетико-содержательной теории развивающего образования, в частности принцип развития, регулирующий процессы непрерывного совершенствования профессионализма специалистов сферы образования и освоения ими новых функций в постиндустриальном обществе. Результаты. Построена концептуальная модель рефлексивного контура управления процессом формирования новых профессиональных позиций педагога, охарактеризованы ее составляющие. Системообразующим концептом модели выступает научно-проектный консалтинг, который определен как специфический инновационный формат подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, способных к осознанному проектированию и преображению собственной профессиональной деятельности и сферы образования в целом. Механизмом реализации такого консалтинга является проектно-преобразующий подход к осуществлению аналитической, организационно-управленческой и научно-методической под-держки педагогов. Показана ценность данного формата дополнительного профессионального образования с точки зрения организации совместного практико-ориентированного научного поиска решения проблем системы образования. Описаны наиболее востребованные в рамках научно-проектного консалтинга формы постдипломного обучения. Научная новизна. В области постдипломного педагогического образования консалтинг пока не стал полноценной нормативной практикой. Для методического сопровождения функционирования и развития образовательных структур применяется в основном образовательный консалтинг, включающий разработку методик менеджмента и планирование образовательной деятельности. Перспективные в постиндустриальном обществе научный и проектный виды консалтинга до сих пор оставались вне поля зрения научных педагогических исследований. Авторы статьи делают одну из первых попыток по восполнению этого пробела в российском образовании. Практическая значимость. Внедрение научно-проектного консалтинга в область постдипломной подготовки кадров высшей квалификации для сферы образования открывает новые возможности научно-организационного и экспертно-консультационного сопровождения инновационной деятельности субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: SCIENTIFIC-PROJECT CONSULTING
POSTGRADUATE EDUCATION
ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
INNOVATIVE EDUCATIONAL FORMAT
TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL
НАУЧНО-ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-1-177-197
Источники: Образование и наука. 2017. №1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_1_011.pdf348,34 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.