Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29708
Название: Основания графической реализации логико- смыслового моделирования в дидактике
Другие названия: GRAPHIC REALIZATION FOUNDATIONS OF LOGIC-SEMANTIC MODELING IN DIDACTICS
Автор: Steinberg, V. E.
Mustayev, A. F.
Штейнберг, В. Э.
Мустаев, А. Ф.
Дата публикации: 2017-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Штейнберг, В. Э. Основания графической реализации логико- смыслового моделирования в дидактике / В. Э. Штейнберг, А. Ф. Мустаев // Образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 46-76.
Аннотация: Introduction. Nowadays, there are not a lot of works devoted to a graphic method of logic-semantic modeling of knowledge. Meanwhile, an interest towards this method increases due to the fact of essential increase of the content of visual component in information and educational sources. The present publication is the authors’ contribution into the solution of the problem of search of new forms and means convenient for visual and logic perception of a training material, its assimilation, operating by elements of knowledge and their transformations.The aim of the research is to justify graphical implementation of the method of logic-semantic modeling of knowledge, presented by a natural language (training language) and to show the possibilities of application of figurative and conceptual models in student teaching. Methodology and research methods. The research methodology is based on the specified activity-regulatory, system-multi-dimensional and structural-invariant approach and the principle of multidimensionality. The methodology the graphic realization of the logic-semantic models in learning technologies is based on didactic design using computer training programs. Results and scientific novelty. Social and anthropological-cultural adaptation bases of the method of logical-semantic knowledge modeling to the problems of didactics are established and reasoned: coordinate-invariant matrix structure is presented as the basis of logical-semantic models of figurative and conceptual nature; the possibilities of using such models as multifunctional didactic regulators – support schemes, navigation in the content of the educational material, educational activities carried out by navigators, etc., are shown. The characteristics of new teaching tools as objects of semiotics and didactic of regulators are considered; their place and role in the structure of the external and internal training curricula learning activities are pointed out. Practical significance. In-line integration of logic-semantic models into educational process intensifies the process of thinking; it helps on performing of the subject and fact-finding, analytic-speech, modeling- fixative educational activity; also, promotes implementation of invariant forms of education. The examples of use of new didactic means in student teaching are given. In particular, based on the presented didactic means, the didactic multidimensional technology is developed and original computer tutorial DMT-AutoTutor program is designed. 
Введение. Работ, посвященных графическому методу логико-смыслового моделирования знаний, в настоящее время не очень много. Между тем в связи с существенным увеличением в информационных и учебных источниках доли визуального компонента интерес к данному методу нарастает. Предлагаемая вниманию статья является авторским вкладом в решение проблемы поиска новых форм и средств, удобных для визуального и логического восприятия учебного материала, его усвоения, оперирования элементами знаний и их преобразования. Цели работы – обосновать графическую реализацию метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения), и продемонстрировать возможности применения образно-понятийных моделей в педагогической практике. Методология и методики. Методология исследования опирается на уточненные принципы деятельностно-регулятивного, системно-многомерного и структурно-инвариантного подходов и принцип многомерности. Методика графического использования логико-смысловых моделей в технологиях обучения базируется на дидактическом дизайне с применением компьютерных обучающих программ.Результаты и научная новизна. Выдвинуты и аргументированы социо- и антропокультурные основания адаптации метода логико-смыслового моделирования к задачам дидактики: описана координатно-матричная структура как инвариантная основа логико-смысловых моделей образно-понятийного характера; показаны варианты использования таких моделей в качестве многофункциональных дидактических регулятивов – опорных схем, навигаторов в содержании учебного материала, алгоритмов выполняемых учебных действий и т. д. Рассмотрены характеристики новых дидактических средств как объектов семиотики, показаны их место и роль в структуре внешнего и внутреннего планов учебной познавательной деятельности. Практическая значимость. Встраивание логико-смысловых моделей в учебный процесс активизирует процесс мышления; помогает выполнению предметно-ознакомительной, аналитико-речевой, моделирующе-фиксирующей учебной деятельности; способствует осуществлению инвариантных форм образования. Приводятся примеры использования новых дидактических средств в педагогической практике. В частности, на их основе разработана дидактическая многомерная технология и спроектирована оригинальная компьютерная обучающая программа «ДМТ-Аутотьютор».
Ключевые слова: MULTIDIMENSIONALITY
LOGICAL-SEMANTIC MODELING
COORDINATE-MATRIX VISUALIZATION
LOGICAL-SEMANTIC MODEL
FIGURATIVE-CONCEPTUAL PROPERTIES
REGULATIONS
МНОГОМЕРНОСТЬ
ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
КООРДИНАТНО-МАТРИЧНАЯ ГРАФИКА
ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНЫЕ СВОЙСТВА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-46-76
Источники: Образование и наука. 2017. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_3_005.pdf935,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.