Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29714
Название: Преподавание теории и истории искусства в светских и церковных учебных заведениях России XIX – начала XX в.
Другие названия: THEORY AND HISTORY OF ART TUITION AT SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION INSTITUTIONS IN THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES
Автор: Kopirovsky, A. M.
Копировский, А. М.
Дата публикации: 2017-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Копировский, А. М. Преподавание теории и истории искусства в светских и церковных учебных заведениях России XIX – начала XX в. / А. М. Копировский // Образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 171-184.
Аннотация: Introduction. The increasing level of technicalization of life and the interest increase towards art highlight a teaching problem in modern Russia of the subjects connected with development of the heritage left by masters of last eras and works of modern writers. It is necessary to provide both new forms and methods of teaching, and judgment of the ways of conducting educational process existing earlier.The aim of the research is to identify specific features of academic subject formation patterns, in particular, the forms and stages of transitioning from random aesthetic knowledge acquisition («perception of beauty») towards more comprehensive curricula saturated with visual and factual information; and the nature of subject-specific tuition. Methodology and research methods involve the retrospective analysis of the archival materials, documents and other sources concerning the declared subject; generalization and projection of experience of the past to modern realities.Results and scientific novelty. The problems of studying of art tuition are considered at the earliest stage of teaching – in the 19th and early 20th century. Educational processes in various educational institutions as secular (Academy of Arts and universities), and religious are described (theological academies and seminaries). The materials of the first congresses of architects and artists, programs of art and pedagogical circles of the beginning of last century and the content of works of certain researchers are analysed. Basic changes in the relation to use of additional illustrative material are shown. Repeatedly expressed public requirements about familiarizing of pupils with art in voluntary to a facultative form are noted.Gradually developing orientation of educational process to teaching history of art is reflected. Poorly studied process of development of works of art within the subject «Church Archaeology» in spiritual academies and seminaries is presented and investigated. Existence of interest towards the monuments of church art in spiritual educational institutions and its earlier denied consecutive development is revealed.Practical significance. On the one hand, the contradiction between the increasing content of teaching history of art, its ambiguity, diversity is formulated; on the other hand, opportunities of perception of so complex material by pupils. The question of need of permission of this contradiction inherited by modern programs from the teaching methods existing earlier which are still used in specialized and non-special educational institutions is raised. 
Введение. Возрастающий уровень технизации жизни и одновременно противостоящее этой технизации повышение интереса к искусству актуализируют проблему преподавания в современной России предметов, связанных с освоением наследия, оставленного мастерами прошлых эпох, и произведениями современных авторов. Для этого необходимы как новые формы и методы преподавания, так и осмысление существовавших ранее способов ведения учебного процесса.Целью изложенного в публикации исследования стало выявление специфики учебных искусствоведческих дисциплин, в частности форм и стадий перехода от разрозненных элементов эстетики («познания изящного») к все более целостным, насыщенным изобразительным и фактическим материалом программам, а также особенностей преподавания этих предметов.Методы исследования – ретроспективный анализ архивных материалов, документов и других источников, касающихся заявленной темы; обобщение и проекция опыта прошлого на современные реалии. Результаты и научная новизна. Проблемы изучения искусствоведческих предметов рассмотрены на самой ранней стадии их преподавания – в XIX – начале XX в. Описаны учебные процессы в различных учебных заведениях, как светских (Академии художеств и университетах), так и церковных (духовных академиях и семинариях). Проанализированы материалы первых съездов зодчих и художников, программы художественно-педагогических кружков начала прошлого столетия и содержание работ отдельных исследователей. Показаны принципиальные изменения в отношении к использованию дополнительного иллюстративного материала. Отмечены неоднократно выраженные публичные требования о приобщении учащихся к искусству в добровольной факультативной форме. Отражена постепенно складывающаяся ориентация учебного процесса на преподавание истории искусства. Представлен и разобран малоизученный процесс освоения произведений искусства в рамках предмета «церковная археология» в духовных академиях и семинариях. Выявлено наличие интереса к художественной стороне памятников церковного искусства в духовных учебных заведениях и его ранее отрицавшееся последовательное развитие. Практическая значимость. Сформулировано противоречие между возрастающим объемом преподавания истории искусства, ее неоднозначностью, многоплановостью, с одной стороны, и возможностями восприятия столь сложного материала учащимися – с другой. Поставлен вопрос о необходимости разрешения этого противоречия, унаследованного современными программами от существовавших ранее методов преподавания, которые до сих пор используются в специализированных и неспециальных учебных заведениях.
Ключевые слова: ART
TUITION
HISTORY OF ART
CHURCH ARCHAEOLOGY
ACADEMY OF ARTS
THEOLOGICAL ACADEMIES
ИСКУССТВО
ПРЕПОДАВАНИЕ
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
ДУХОВНЫЕ АКАДЕМИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-171-184
Источники: Образование и наука. 2017. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_3_011.pdf243,04 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.