Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29721
Название: Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов
Другие названия: DIDACTIC PRINCIPLES OF THE FORMATION OF STUDENTS’ SUBJECT POSITION
Автор: Garanina, R. M.
Гаранина, Р. М.
Дата публикации: 2017-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Гаранина, Р. М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов / Р. М. Гаранина // Образование и наука. — 2017. — № 4. — С. 58-83.
Аннотация: Introduction. Subject position of a personality is the phenomenon that determines self-activity, identity, sovereignty, and positive dynamics of selfdevelopment, self-education, self-training and self-realization, i.e. those qualities which are necessary for a modern expert. Therefore, the development of the concept of formation and development of a subject position of a future expert during his/her vocational training is an urgent scientific and practical task.The aim of the present research is to prove theoretically the following issues: regularities of a formation process of a subject position of a student of a higher education institution; principles reflecting features of functioning of subject space; and requirements shown to the organization of this pedagogical process. Methodology and research methods. The methods involve the analysis of philosophical and psychology and pedagogical sources on the research problem; transspective, phenomenological, psychological, comparative, system, and structure-functional types of the analysis; deductive and inductive methods; comparison, generalization, synthesis, and abstraction. Results and scientific novelty. The concept «student’s subject position» is redefined; the concept includes such features as polysystemacity, multidimensionality, and multi-functionality. The characteristics of a person with a subject position are summarized; special attention is paid to his/her personal characteristics. The regularities of formation and development of the subject position of the student caused by internal mechanisms of self-updating, self-organization, self-development and self-improvement are found out. It is testified that these regularities are shown in the system of various social relations; depend on external impact, integrity and unity of a teaching and educational process; those regularities are characterized by heterochronism, emergence, and evolving. The research enables to present an overall picture of design, organization and realization of the continuous didactic process of a subject position formation. Practical significance. The thesis and conclusions of the article can be used to improve the modern concept of the subject position formation of students in the university educational space. 
Введение. Субъектная позиция личности – феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации – т. е. те качества, которые необходимы современному специалисту. Поэтому разработка концепции формирования и развития субъектной позиции будущего специалиста в период его профессиональной подготовки является актуальной научно-практической задачей. Цель описанного в публикации исследования – теоретическое осмысление закономерностей процесса становления субъектной позиции студента вуза; принципов, отражающих особенности функционирования субъектного пространства; и требований, предъявляемых к организации данного педагогического процесса. Методология и методики исследования. В работе использовались анализ фи- лософских и психолого-педагогических источников по проблеме исследования; трансспективный феноменологический, психологический, сопоставительный, системный, структурно-функциональный виды анализа, дедуктивно-индуктивный метод, сопоставление, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование. Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «субъектная позиция обучающегося», включающее в себя такие категории, как полисистемность, многомерность, многофункциональность. Обобщены признаки носителя субъектной пози- ции, особое внимание уделено его личностным характеристикам. Выделены закономерности формирования и развития субъектной позиции обучающегося, обусловленные внутренними механизмами самоактуализации, самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования. Показано, что эти закономерности проявляются в системе разнообразных социальных отношений, зависят от внешнего воздействия, целостности и единства учебно-воспитательного процесса, характеризуются гетерохронностью, эмерджентностью и эволюционированием. Исследование позволяет представить общую картину проектирования, организации и реализации непрерывного дидактического процесса формирования и становления субъектной позиции. Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы для совершенствования современной концепции процесса формирования субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: SUBJECTIVITY
SUBJECT POSITION
LAWS AND PRINCIPLES
PEDAGOGICAL PROCESS
STUDENT PERSONAL DEVELOPMENT STRATEGY
EMERGENCE
MULTI-LEVEL SYSTEM OF EDUCATION
STUDENTS’ INDEPENDENT WORK
SELF-DEVELOPMENT
SELF-EDUCATION
СУБЪЕКТНОСТЬ
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
САМОРАЗВИТИЕ
САМООБРАЗОВАНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83
Источники: Образование и наука. 2017. №4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_4_005.pdf427,41 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.