Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36229
Название: Разработка программы прикладного исследования как инструмент становления исследовательской компетентности будущих политологов (на примере темы «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи»)
Другие названия: Development of the Programme of Applied Research as a Tool for the Formation of Research Competency of Future Political Scientists (on the Example of the Theme “Spatial Development of Russia as a Factor in Nation-Building and National Idea Formation”)
Автор: Bakhlova, O. V.
Bakhlov, I. V.
Napalkova, I. G.
Soldatova, A. S.
Бахлова, О. В.
Бахлов, И. В.
Напалкова, И. Г.
Солдатова, А. С.
Дата публикации: 2019
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Разработка программы прикладного исследования как инструмент становления исследовательской компетентности будущих политологов (на примере темы «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи») / О. В. Бахлова, И. В. Бахлов, И. Г. Напалкова, А. С. Солдатова // Образование и наука. — 2019. — № 9. — С. 49-79.
Аннотация: Introduction. Nowadays, the modern higher education involves not only advanced theoretical training, but also the formation of practical skills and universal professional skills, which contribute to the development of skills of future specialists and their successful careers. The participation of students in the research work is considered as a special direction of improvement of professional competency and an essential factor of general cultural development of the student's personality. The research work creates prerequisites for qualitative change of the whole working practice through the acquisition of abilities to act reasonably in working situations, to solve tasks and problems independently and effectively, to assess the results of own work adequately. However, the active inclusion of students in research activities was characterised by the lack of guidelines, which could be used to fill the gaps in research methodology and research procedures. This fully applies to the students of political science specialties and updates the interpretation of research and political science practices. The aim of the article is to reveal the peculiarities of organisational and technological procedures of complex socio-political applied research, using a specific example of a training model. Methodology and research methods. The authors used general scientific and special methods and approaches: formalisation, abstraction, comparative analysis, system-based and conceptual approaches, etc. An interview was conducted as the main applied method to diagnose the degree of students' (bachelor's and mas- ter's degree students training in the discipline “Political Science” at Ogarev Mordovia State University) interest in research work and their understanding of the importance of practice-oriented learning. Results and scientific novelty. On the basis of the studentsэ questionnaire responses, the factors characterising the problem situation “Quality of Student Research Work”, are worked out in detail. The survey questionnaire revealed that the research work is perceived by students as a qualification component for obtaining master's / bachelor's degrees, but not as an important element of professional development. A good level of theoretical knowledge of the subject area is frequently negated by the low development of practical skills, including due to the unwillingness or lack of opportunity to participate in practice-oriented research. However, the majority of respondents (77.7%) stated that they lack available information sources on the methodology of specific scientific papers with examples in order to indeppendently choose the research strategy and to develop their own professional skills. In this regard, on the example of the topic “Spatial Development of Russia as a Factor of Nation-Building and Formation of National Idea”, a universal programme of political applied research was developed. The programme can be used as a basis for long-term analysis and as a template for other thematic studies. The proposed scheme includes the selection of analysis methods and techniques to maximise the scope of the study area. Practical significance. The described research methodology can be used in educational practice, when teaching the following disciplines: “Methods and Technologies of Political Science”, “Information and Analytical Work”, “Political Analysis and Forecasting”, etc.
Введение. Обучение в современной высшей школе, кроме углубленной теоретической подготовки, предполагает формирование практических умений и универсальных профессиональных навыков, способствующих повышению квалификации будущих специалистов и их успешной карьере. Особым направлением совершенствования профессиональной компетентности и обязательным фактором общекультурного развития личности студента является его участие в научно-исследовательской работе (НИР), создающее предпосылки для качественного изменения всей трудовой деятельности через приобретение способностей целесообразно действовать в рабочих ситуациях, самостоятельно эффективно решать задачи и проблемы, адекватно оценивать результаты своего труда. Однако активному включению обучающихся в НИР препятствует недостаток ориентиров, следуя которыми можно было бы восполнить слабые знания методологии и техники проведения исследований. Это в полной мере относится и к студентам политологических специальностей, что актуализирует дескрипцию исследовательских политологических практик. Цель статьи - в качестве учебного образца на конкретном примере раскрыть особенности организационных и технологических процедур комплексных социально-политических прикладных исследований. Методология и методы. В процессе работы применялись общенаучные и специальные методы и подходы: формализация, абстрагирование, сравнительный анализ, системный и концептуальный подходы и др. Основным прикладным методом был анкетный опрос, диагностирующий степень интереса студентов (бакалавров и магистрантов Мордовского государственного университета (МГУ) им. Н. П. Огарева, обучающихся по направлению подготовки «Политология») к НИР и понимание ими значимости практико-ориентированного обучения. Результаты и научная новизна.. На основании совокупности анкетных ответов студентов детализированы факторы, характеризующие проблемную ситуацию «Качество студенческой НИР». Анкетирование показало, что НИР воспринимается студентами как квалификационная составляющая для присвоения степени бакалавра / магистра, но не как ключевой элемент профессионализации. Хорошие теоретические знания предметной области зачастую нивелируются слабыми практическими навыками, в том числе из-за отсутствия возможности или нежелания заниматься практико-ориентированными исследованиями. Вместе с тем большинство респондентов (77,7%) заявило, что им не хватает доступных информационных источников о методологии конкретных научных работ с примерами для выбора собственной исследовательской стратегии и повышения уровня своего профессионализма. В связи с этим на примере темы «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» была разработана универсальная программа политологического прикладного изыскания, которая может использоваться как основа для лонгитюдного анализа и как шаблон для других тематических исследований. Предлагаемая схема включает подборку методов и методик анализа для максимального охвата исследуемой области. Практическая значимость. Описанная исследовательская методология может быть использована при преподавании дисциплин «Методы и технологии политологии», «Информационно-аналитическая работа», «Политический анализ и прогнозирование» и др.
Ключевые слова: HIGHER EDUCATION
POLITICAL SCIENCE
PROFESSIONAL SKILLS
ATTAINMENTS
RESEARCH ACTIVITIES
APPLIED ANALYSIS METHODS
POLITICAL SCIENCE RESEARCH PROGRAMME
SWOT ANALYSIS
FOCUS GROUP
EXPERT SURVEY
INTERNET MONITORING
QUESTIONAIRE SURVEY
SPATIAL DEVELOPMENT
NATION-BUILDING
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
УМЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА
ПРОГРАММА ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
SWOT-АНАЛИЗ
ФОКУС-ГРУППА
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
ИНТЕРНЕТ-МОНИТОРИНГ
АНКЕТИРОВАНИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-49-79
SCOPUS: 85075728453
WoS: 000499681800002
Сведения о поддержке: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, the project № 18–011– 00364 A. The authors are grateful to the anonymous reviewers of the Education and Science Journal for careful reading of the article and constructive comments, which significantly improved the present publication.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ: проект «Пространственное развитие России как фактор нациестроительства и формирования национальной идеи» № 18–011–00364 А.
Источники: Образование и наука. 2019. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_09_003.pdf572,17 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.