Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36244
Название: Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований
Другие названия: Teachers’ attitudes towards inclusive education of children with ASD: A review of Russian and foreign research
Автор: Aysina, R. M.
Nesterova, A. A.
Suslova, T. F.
Khitryuk, V. V.
Айсина, Р. М.
Нестерова, А. А.
Суслова, Т. Ф.
Хитрюк, В. В.
Дата публикации: 2019
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований / Р. М. Айсина, А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова, В. В. Хитрюк // Образование и наука. — 2019. — № 10. — С. 189-210.
Аннотация: Introduction. Contemporary psychological and pedagogical studies emphasise that the success of inclusive education of children with autism spectrum disorders (ASD) depends largely on teachers’ readiness and ability to understand students’ with ASD specific needs and take them into account when implementing learning technologies. Thus, it is extremely important to investigate teachers’ attitudes towards educational inclusion of students with autism and identify factors, which may facilitate or hinder teachers’ readiness to work with this category of students in an inclusive format.Aim. On the basis of an analytical review of Russian and foreign academic publications, the aims of the research were the following: to identify and specify the attitudes of teachers to the educational education of children with ASD; to reveal the factors that determine educators’ readiness to teach children with ASD.Methodology and research methods. The theoretical and methodological framework of the research involves social and psychological concepts of an inclusive culture formation in the society. The authors used the methods of theoretical and comparative analysis, systematisation and generalisation of research publications and materials concerning the origins of stereotypical views of different social groups towards children with autism and the problems of professional training of teachers to work in the conditions of inclusion.Results and scientific novelty. The teachers’ attitudes towards children with ASD are highlighted and described on the basis of a complete and complex review of academic publications, which was undertaken for the first time. The authors identify the reasons for positive attitude towards this kind of inclusion and barriers preventing the perception of students with autism as full participants in the educational process. The rejection of idea concerning the possibility and effectiveness of mutual learning of schoolchildren with normative development and with ASD results from the teachers’ characteristics (lack of awareness about the heterogeneity of autism and its manifestations, uncertainty in own forces and abilities to interact with children with expressed emotional and behavioural disorders) and from the lack of methodological and advisory assistance, including the absence of support by an interdisciplinary team of specialists. The age and profile of teachers’ professional activities may also be influenced by the willingness to work in the conditions of inclusion with children with ASD. The recommendations for change in negative attitudes of general education school teachers to the discussed type of inclusion are proposed.Practical significance. The research results can be used to develop a set of measures for improving the inclusive culture of teachers and eliminate their skepticism about teaching in mainstream educational institutions for children with ASD. Moreover, the present findings might help to design specific technologies for interaction with children both in the educational context and in the widest range of social situations.
Введение. Успешность инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) зависит прежде всего от компетентности педагогов в этой области, их способности и желания понимать и учитывать в своей деятельности специфику образовательных потребностей таких учащихся. Для обеспечения полноценной инклюзии детей с РАС необходимо изучение мнения учителей о ней и выявление факторов, содействующих или препятствующих формированию готовности к работе с данной категорией школьников.Цели статьи – с опорой на аналитический обзор российских и зарубежных научных источников обозначить и конкретизировать установки педагогов на образовательную инклюзию детей с РАС и вскрыть детерминанты, определяющие различную степень расположенности учителей к обучению указанной части контингента.Методология и методы. Теоретико-методологическую базу исследования составили социально-психологические концепции формирования инклюзивной культуры в обществе. В ходе работы были задействованы методы теоретического и сравнительного анализа, систематизации и обобщения материалов об истоках предубеждений различных социальных групп к детям с аутизмом и о проблемах профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. Результаты и научная новизна. На основе впервые предпринятого целостного, комплексного обзора научных публикаций об образовательной инклюзии детей с РАС выделены и описаны аттитюды к ней учителей массовых школ. Обозначены причины позитивного отношения к такого рода инклюзии и барьеры, мешающие воспринимать учеников с аутизмом в качестве полноправных участников образовательного процесса. Неприятие идеи о возможности и эффективности совместного обучения школьников с нормативным развитием и с РАС обусловлено как характеристиками самих педагогов (недостаточной информированностью о гетерогенности аутизма и его проявлений, неуверенностью в своих силах и способностях взаимодействовать с детьми, имеющими выраженные эмоционально-поведенческие нарушения), так и дефицитом методической и консультативной помощи, в частности отсутствием поддержки междисциплинарной командой специалистов. На готовность работать в условиях инклюзии с детьми с РАС могут оказывать влияние также возраст и профиль профессиональной деятельности педагогов. Предложены рекомендации по нивелированию негативных установок учителей общеобразовательных школ к обсуждаемому виду инклюзии. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению инклюзивной культуры педагогов, устранению их скептицизма по поводу обучения в массовых образовательных учреждениях детей с РАС и для создания конкретных технологий взаимодействия с ними как в образовательном контексте, так и самом широком спектре социальных ситуаций.
Ключевые слова: AUTISM
CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS
EDUCATIONAL INCLUSION
INCLUSIVE CULTURE
SYSTEMATIC REVIEW
АУТИЗМ
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА
ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-189-210
SCOPUS: 85082459433
WoS: 000505222300008
Сведения о поддержке: The study was performed with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Belarusian Republican Foundation for Fundamental Research, international scientific project № 18-51300018 (code_Bel_a) “.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БФФИ: международный научный проект № 18–513–00018 (код_Бел_а) «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».
Источники: Образование и наука. 2019. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_10_009.pdf438,15 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.