Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36258
Название: Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе
Другие названия: Development of students’ subject position in the process of internship in an inclusive school
Автор: Baranov, A. A.
Suntsova, S. A.
Баранов, А. А.
Сунцова, А. С.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Баранов, А. А. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе / А. А. Баранов, А. С. Сунцова // Образование и наука. — 2020. — № 2. — С. 29-52.
Аннотация: Introduction. The requirements of the Federal State Educational Standards for the training of teachers and teachers-psychologists determine the list of competencies in the field of education of children with special educational needs, including the organisation of their joint activities with peers in an inclusive education institution. The implementation of inclusive principles is associated with the development of innovative ways for individualising the pedagogical process, creative nature of mastering learning strategies and socialising children with atypical development, which actualises the problem of transformation of pedagogical thinking stereotypes. In this regard, the professional training of students in the field of inclusive education requires searching for factors aimed at increasing personality subjectivity, development of abilities to demonstrate an active, transformative position, synthesis of know-ledge from various scientific fields, modeling of variative solutions to non-standard situations of inclusive process. An important component of a future teacher education is internship in inclusive schools, in the course of which direct interactions with children with different physical and intellectual capabilities actualise own resources of students and acquisition of required skills.The aim of the experimental work presented in this publication is to identify the development factors and characteristics of a student’s subjective position in the process of continuous internship in inclusive education institutions.Methodology and research methods. The present research is based on the methodological principles of the subjective and learner-centred approaches, as well as the provisions of the concept of transformability focused on the principle of permanent multiplication of success of each participant of the educational process. The questionnaire “Level of Personality Subjectivity” by M. A. Schukina and the questionnaire revealing a model of teacher-child interaction developed by V. G. Maralov, V. A. Sitarov were used as diagnostic tools. The method of qualitative analysis of students’ reflexive judgments was applied. The data was processed in the SPSS programme using mathematical statistics methods (Mann – Whitney U-test).Results and scientific novelty. A working definition of the subject position of the teacher is given. The teacher’s subject position consists not only in the complex of specific knowledge and competencies learned and applied in practice, but also, and above all, in a high level of self-organisation and self-determination of the individual in non-standard situations. For the first time in the Russian education system, the authors of the present research made an attempt to implement the idea of future teachers’ preparation for activities in an inclusive environment through the formation of the subject position. The factors, influencing the development of student’ subjective position, are determined; the peculiarities of its manifestations are analysed.Practical significance. The results of this experimental study could be of interest to teachers of higher education, teachers and heads of educational organisations, working in the conditions of inclusive education.
Введение. В требованиях федеральных государственных стандартов подготовки педагогов и педагогов-психологов содержится перечень компетенций, относящихся к области обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, в том числе при организации их совместной деятельности со сверстниками в инклюзивном учебном учреждении. Реализация принципов инклюзии предполагает инновационные способы индивидуализации педагогического процесса, творческий характер освоения стратегий обучения и социализации детей с нетипичным развитием, что актуализирует проблему трансформации стереотипов мышления учителей. В связи с этим для профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей, соответствующей инклюзивной модели, нужен поиск механизмов и средств усиления субъектности личности, формирования способностей к проявлению активной, преобразующей позиции, синтезу знаний из различных научных областей, моделированию вариативных решений нестандартных задач инклюзивного процесса. Важным компонентом такой подготовки будущего учителя является практика в инклюзивных школах, в ходе которой при непосредственных интеракциях с детьми, имеющими разные физические и интеллектуальные возможности, происходят мобилизация собственных ресурсов студента и приобретение им необходимых навыков и умений.Целью представленной в публикации опытно-экспериментальной работы было выявление факторов становления и развития субъектной позиции студента во время прохождения непрерывной стажерской практики в инклюзивных образовательных организациях.Методология и методы. Основу исследования составили методологические принципы субъектного и личностно ориентированного подходов, а также положения концепции «трансформируемости» (concept of transformability), базирующейся на максиме перманентного приумножения успешности каждого участника учебного процесса. В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Уровень развития субъектности личности» М. А. Щукиной и опросник В. Г. Маралова и В. А. Ситарова, позволяющий определить предпочтения педагога в выборе стиля взаимодействия с учениками. Рефлексивные суждения респондентов подвергались качественному анализу. Данные обрабатывались в программе SPSS с помощью методов математической статистики (непараметрического теста Манна – Уитни). Результаты и научная новизна. Дано рабочее определение субъектной позиции педагога, которая заключается не только в комплексе усвоенных и применяющихся им на деле определенных знаний и компетенций, но и, прежде всего, в высоком уровне самоорганизации и самоопределения личности в нестандартных ситуациях. Описана впервые предпринятая в отечественной системе образования попытка реализации идеи подготовки будущих учителей к деятельности в инклюзивной среде посредством формирования у них субъектной позиции. Обозначены факторы развития этой позиции, рассмотрена специфика ее выражения. Практическая значимость. Результаты опытно-экспериментального исследования могут быть интересны преподавателям высшей школы, педагогам и руководителям образовательных учреждений, работающим в условиях инклюзивного обучения.
Ключевые слова: SUBJECTIVITY
SUBJECTIVE POSITION OF A STUDENT
INCLUSIVE EDUCATION
СУБЪЕКТНОСТЬ
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52
SCOPUS: 85082482383
WoS: 000519086900002
Источники: Образование и наука. 2020. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_02_003.pdf437,73 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.