Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36269
Название: Современные проблемы педагогического образования
Другие названия: Modern Problems of Pedagogical Education
Автор: Lubkov, A. V.
Лубков, А. В.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Лубков, А. В. Современные проблемы педагогического образования / А. В. Лубков // Образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 36-54.
Аннотация: Introduction. Nowadays, the fate of any state depends increasingly on the well-being and dynamic development of the national education system. The post-industrial era has generated and continues to generate numerous challenges to this crucial social institution, including teacher training. The questions related to teacher qualities and what a teacher should be like today and in the near future is relevant both on a global scale and on the borders of a certain country, and Russia in particular.The aim of the article is to discuss the content and essential factors of a current modernisation process of pedagogical education at the current stage and to propose specific measures, which contribute to the formation of the system of continuing vocational training of teaching personnel.Methodology and research methods. The methodological framework of the research is based on: current theoretical models and modernisation conceptions; the key provisions of problem-based axiological, hermeneutical and anthropological approaches; the methods of structural-functional and comparative analysis.Results and scientific novelty. Modernisation of education is considered from the perspective of relationships and synthesis of institutional structures, sociocultural context, and axiological foundations of changes and individual-personal component, which determine the vector of progressive evolution of society. To study a complex and nonlinear process of social innovation, the author believes that it is necessary to appeal to metaphysical aspects of human personality, its national, civil and civilisational identity, which is a special resource of development. The author’s understanding of innovation, where a person is a carrier of value, purpose, volitional and intellectual principles, allows the straightforward and mechanistic understanding of laws of social development in general and the laws of education and pedagogy to be overcome and the reduction of norms and values due to overloads of information flows and many other factors to be counteracted. Since any person is a social actor, the main indicator of progressiveness or reactivity of changes, the key role in the modernisation process belongs to the personal factor, in the educational process – the teacher’s identity. Therefore, the most important strategic task is the fundamental methodological and content-based training of the teacher, whose work will contribute to the future of society and the state.The research undertaken and the author’s conclusions expand the discourse on the national system of continuing pedagogical education. It is highlighted that the professionalism of the Russian teacher should be based on the civilisation heritage of the country and its people, and the model of social transformations and the coordinated image of the future should correspond to the traditional Russian ideas of collegiality, justice and human solidarity.Practical significance. The research materials can be used in the practice of specialists, who are responsible for the development of the system of continuing pedagogical education, when forming a policy in this area. The results of the study are of practical importance for lecturers of pedagogical universities, school teachers, students and all those who are interested in the perspectives of Russian education.
Введение. Судьба любого государства все больше зависит от благополучного состояния и динамичного развития национальной системы образования. Постиндустриальная эпоха породила и продолжает генерировать многочисленные вызовы этому важнейшему социальному институту, в том числе касающиеся профессиональной подготовки педагогов. Вопрос о том, каким сегодня и в ближайшей будущем должен быть учитель, актуален как в глобальном масштабе, так и в границах определенной страны, в частности России.Цель публикации – обсуждение содержания и сущностных факторов процесса модернизации педагогического образования на современном этапе с выдвижением предложений о конкретных мерах по формированию системы непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров. Методология и методы. Методологическую основу работы составили существующие теоретические модели и концепции модернизации; ключевые положения проблемного, аксиологического, герменевтического и антропологического подходов; а также методы структурно-функционального и компаративного анализа. Результаты и научная новизна. Модернизация образования рассмотрена с точки зрения взаимосвязей и синтеза институциональных структур, социокультурного контекста, аксиологических основ изменений и индивидуально-личностной составляющей, определяющих вектор поступательного эволюционирования общества. Необходимым условием изучения сложного и нелинейного процесса социального обновления автор считает обращение к метафизическим аспектам личности человека, его национальной и гражданской, шире – цивилизационной идентичности, которая выступает особым ресурсом развития. Авторское понимание инновации концентрирует внимание на человеке как носителе ценностного, целевого, волевого и интеллектуального начал, что позволяет преодолеть прямолинейное и механистическое восприятие законов и закономерностей развития общества в целом и образовательно-педагогической сферы в частности, а также противодействовать редуцированию норм и ценностей вследствие перегрузок пространства жизнедеятельности информационными потоками. Поскольку на авансцену реформаторского переустройства выдвигается человек как социальный актор и самый значимый индикатор прогрессивности или реакционности тех или иных изменений, то ключевая роль в модернизационном процессе принадлежит личностному фактору, а в образовательном процессе – личности учителя. Следовательно, важнейшей стратегической задачей является фундаментальная методологическая и содержательная подготовка педагога, от результатов труда которого во многом зависит будущее общества и государства. Предпринятое исследование и сделанные с опорой на его итоги выводы расширяют дискурс о национальной системе непрерывного педагогического образования. Подчеркивается, что профессионализация российского учителя должна базироваться на цивилизационном наследии страны и ее народа, а модель социальных трансформаций и конструируемый образ будущего должны соответствовать традиционным русским идеям соборности, справедливости и человеческой солидарности. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы специалистами, ответственными за развитие системы непрерывного педагогического образования, при формировании политики в этой области. Результаты исследования имеют практическое значение для преподавателей педагогических вузов, учителей, студентов и будут интересны тем, кому не безразличны перспективы российского образования.
Ключевые слова: SYSTEM OF CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION
EDUCATION STRATEGY
MODERNISATION
TEACHER IDENTITY
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS
CIVILISATIONAL IDENTITY
SOCIO-CULTURAL CONTEXT
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54
SCOPUS: 85085623642
WoS: 000530638100003
Источники: Образование и наука. 2020. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_03_004.pdf399,88 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.