Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36308
Название: Конфликтологическая подготовка будущих педагогов
Другие названия: Conflict management training for future educators
Автор: Sokolova, N. A.
Sivrikova, N. V.
Chernikova, E. G.
Ptashko, T. G.
Harlanova, E. M.
Roslyakova, S. V.
Соколова, Н. А.
Сиврикова, Н. В.
Черникова, Е. Г.
Пташко, Т. Г.
Харланова, Е. М.
Рослякова, С. В.
Дата публикации: 2020-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Конфликтологическая подготовка будущих педагогов / Н. А. Соколова, Н. В. Сиврикова, Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, Е. М. Харланова, С. В. Рослякова // Образование и наука. — 2020. — № 7. — С. 101-124.
Аннотация: Introduction. The relevance of the declared topic was dictated by the increased conflict between the members of education and the increasing demands placed on the professional activities of the modern teachers to resolve conflicts in the conditions of general education school. In the course of professional training of future teachers in universities, the formation of conflict competence is not paid due attention, so there is a need to determine the role, content and learning technologies for conflict management training of future teachers. The aim of the present publication is to evaluate the effectiveness of conflict management training technology for future teachers. Methodology and research methods. The authors carried out a pedagogical experiment using pre- and post-testing method of the level of formation of the components of conflict readiness of students of a pedagogical university – participants of experimental and control groups. The sample of the experiment was based on 120 of 2nd-4thyear students of the Faculty of History of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University of Chelyabinsk. The following methods were used to collect the empirical data: the Thomas test; an achievement test to assess conflict knowledge; practical tasks (cases); methodology “My Conflict Position” (by V. V. Schernyazova). Mathematical processing of the research results was performed through the Pearson’s chi-squared test. Results. The differences in the formation of cognitive, technological and personal components in students of the control and experimental group have been established. The dependence of the formation of components of conflict readiness of students for the introduction of a specially developed programme has been determined. After pedagogical impact, the number of students with high cognitive component levels rose from 0 to 39,3%. Most students (97,6%) learned algorithms to solve typical interpersonal conflicts and began to choose more constructive strategies to solve them. In the experimental group after the experiment, the personal component of conflict readiness was higher than in the control group. Scientific novelty. The system is proposed to provide effective conflict management training for future teachers, which consists of three components: immersion in the information field of conflict; intensification of conflict resolution activities; mastering of constructive practices of conflict management. Practical significance. The research results are of particular interest for the development of educational programmes in the system of professional education.
Введение. Актуальность заявленной темы продиктована возросшей конфликтностью субъектов образования и ростом требований, предъявляемых к профессиональной педагогической деятельности по разрешению конфликтов в условиях общеобразовательной школы. В процессе вузовской подготовки будущих педагогов формированию конфликтологической компетентности не уделяется должного внимания, поэтому возникает необходимость определить место, содержание и технологии соответствующего обучения. Цель статьи – оценка эффективности авторской технологии конфликтологической подготовки будущих педагогов. Методология и методики исследования. В исследовании использовался педагогический эксперимент с пре- и посттестированием уровня сформированности компонентов конфликтологической готовности студентов педагогического вуза – участников экспериментальной и контрольной групп. Выборку составили 120 студентов 2–4-го курсов исторического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета города Челябинска. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: тест К. Томаса; тест достижений для оценки конфликтологических знаний; практические задачи (кейсы); методика «Моя конфликтная позиция» (В. В. Шерниязова). Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью χ2-критерия Пирсона. Результаты. Установлены различия в сформированнности когнитивного, технологического и личностного компонентов у представителей контрольной и экспериментальной групп. Определена зависимость формирования этих компонентов от внедрения специально разработанной технологии. После педагогического воздействия количество обучающихся с высоким уровнем развития когнитивного компонента выросло от 0 до 39,3%. Большинство студентов (97,6%) освоили алгоритмы решения типичных межличностных конфликтов и стали выбирать конструктивные стратегии их преодоления. По завершении исследования в экспериментальной группе были зафиксированы более высокие показатели сформированности личностного компонента конфликтологической готовности, чем в контрольной группе. Научная новизна. Предложена обеспечивающая эффективную конфликтологическую подготовку будущих педагогов технология, которая состоит из трех компонентов: погружение в информационное поле конфликта; активизация конфликторазрешающей деятельности; освоение конструктивных практик разрешения конфликтов. Практическая значимость. Результаты представляют интерес для разработки образовательных программ в системе профессионального образования.
Ключевые слова: CONFLICT
PROFESSIONAL READINESS
CONFLICT COMPETENCES
CONFLICT READINESS
CONFLICT MANAGEMENT STRATEGIES
PROFESSIONAL EDUCATION
CONFLICT KNOWLEDGE
CONFLICT SKILLS
CONFLICT MANAGEMENT TRAINING TECHNOLOGY
КОНФЛИКТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-7-101-124
SCOPUS: 85092026885
WoS: 000567504000005
Сведения о поддержке: The current study was carried out with the financial support of Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev (grant № МК-20-04-14/10 of 14.04.2020 “Scientific and Methodological Support of Conflictology Training of Students in Pedagogical Universities”).
Исследование выполнено при финансовой поддержке Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева (грант от 14.04.2020 № МК-20-04-14/10 «Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки студентов педагогических вузов»).
Источники: Образование и наука. 2020. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_07_006.pdf409,47 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.