Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3663
Title: Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века
Other Titles: Educational potential of the 20th century philosophical adventure fiction
Authors: Kozmina, Y. Y.
Козьмина, Е. Ю.
Issue Date: 2013-10
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Козьмина, Е. Ю. Образовательный потенциал авантюрно-философской фантастики XX века / Е. Ю. Козьмина // Образование и наука. — 2013. — № 8. — С. 121-134.
Abstract: The paper explores the potential impact of studying the 20th century philosophical adventure fiction on educational process. In spite of the well-recognized idea of M. M. Bakhtin about the equality of classical and grotesque-fantastic aesthetic traditions, the former still predominates in the secondary and higher school curricula. The research aims to demonstrate the educational opportunities of the philosophical adventure fantasy; the content of the given concept being defined along with its specific features: unconditional world description, experimental plot type, discrepancy between the fantastic world created by the author and the real laws of nature, the hero’s experience in the alien world, related moral and philosophical problems. The author substantiates the idea of incorporating  the number of philosophical adventure novels into the Literature course in secondary schools, and the Theory and History of Literature course in  the higher schools of the humanities profile to facilitate the detailed and in-depth comprehension of theoretical topics concerning literary genres, types of literary heroes, grotesque adventure traditions, fantasy types, etc.
В статье очерчен круг научно-образовательных проблем, решению которых способствует изучение авантюрно-философской фантастики XX в.: критерии разграничения фантастических и нефантастических произведений, различных видов фантастической литературы, проблема нового типа героя, сущность понятия фэнтези и др. Несмотря на положение, прочно укоренившееся в научном литературоведении благодаря работам М. М. Бахтина, о равноправии двух эстетических канонов – «классического» и «гротескно-фантастического», в подавляющем большинстве программ как в средней, так и в высшей школе по-прежнему преобладают произведения, принадлежащие к классической норме. Между тем незаслуженно обойденная вниманием  гротескно-фантастическая традиция тоже имеет весьма значительный потенциал, позволяющий педагогу (преподавателю литературы) справиться с целым рядом прямых и сопутствующих задач.Основная цель автора – демонстрация образовательных возможностей, которые предоставляет авантюрно-философская фантастика XX в. Определяется содержание этого понятия, в связи с чем рефлексируется термин «научная фантастика». Выделяются конститутивные черты авантюрно-философской фантастики: безусловность изображенного мира, экспериментальный характер сюжета, несоответствие законов устройства внутреннего мира произведения реальным физическим законам, сюжетное испытание героя в чужом для него мире, глобальность поднятых в произведении моральных и философских проблем. Показаны отличия фантастики XX в. от нефантастических произведений (в частности – от романов-антиутопий) и их жанровая взаимосвязь, состоящая в заимствовании авантюрно-философской фантастикой и трансформации в ней форм некоторых особенно продуктивных жанров «классического» эстетического канона. Автор статьи убедительно доказывает, что включение  ряда произведений авантюрно-философской фантастики в курс литературы в средней школе и в программу дисциплины «Теория и история литературы» для гуманитарных специальностей вузов позволяет более детально и углубленно освоить некоторые теоретические темы: «Роды и жанры литературы», «Тип литературного героя», «Авантюрная литература», «Гротескно-фантастическая традиция», «Разновидности фантастики» и др. 
Keywords: PHILOSOPHICAL ADVENTURE FICTION OF THE 20TH CENTURY
GROTESQUE FANTASTIC TRADITION
EDUCATIONAL POTENTIAL
THEORY AND HISTORY OF LITERATURE
АВАНТЮРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ФАНТАСТИКА XX В
ГРОТЕСКНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2013. №8
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2013_8_107_09.pdf210,32 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.