Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38861
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorKruzhkova, O. V.en
dc.contributor.authorDeviatovskaia, I. V.en
dc.contributor.authorKrivoshchekova, M. S.en
dc.contributor.authorКружкова, О. В.ru
dc.contributor.authorДевятовская, И. В.ru
dc.contributor.authorКривощекова, М. С.ru
dc.date.accessioned2022-03-22T06:42:05Z-
dc.date.available2022-03-22T06:42:05Z-
dc.date.issued2021-12-
dc.identifier.citationКружкова О. В. Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская, М. С. Кривощекова // Образование и наука. — 2021. — № 10. — С. 155–181. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-155-181.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38861-
dc.description.abstractIntroduction. Vandalism is an urgent modern problem. This problem is especially acute for modern megalopolises, the environment of which is often a subject for damages and unauthorised changes. However, the megalopolis, possessing specific environmental characteristics, in a sense creates favourable conditions for vandalism through anonymisation, a decrease in social control, the adoption of borderline deviant-like forms of behaviour, etc. At the same time, foreign and Russian researchers refer to adolescents and young adult males as the subjects of vandal activity, i.e. those young people, who are mostly the subjects of education (schoolchildren, students). Their destructive vandal activity can spread in the space of an educational organisation or in the urban territory. Most often, males are at risk of vandalism, but there are examples of female vandalism. In such a case, the question of the personal determination of vandal behaviour of schoolchildren and students as active subjects transforming the environment remains open. The aim of the present research was to identify personality characteristics as facilitating and inhibiting predictors of motivational readiness for vandal behaviour of school and university students in a modern Russian megalopolis taking into account the gender factor. Research methodology, methods and techniques. The research was carried out among students of schools and universities in Ekaterinburg (an urban area with all the features of a modern Russian megalopolis). The study involved 132 people from 13 to 24 years (42 males, 90 females; 57 schoolchildren, 75 students). The HEXACO Personality Inventory, Dark Triad Personality Test and the questionnaire “Motives of Vandalism” were used as diagnostic tools. Mathematical and statistical processing of the results was carried out using comparative statistics (Student’s t-test) and linear regression analysis. The results of the study confirm the existence of significant differences in the motivational readiness for vandalism among the male and female subsamples. The constructed gender-differentiated regression models made it possible to identify a number of significant personality predictors of vandal behaviour. Predictors-facilitators include personality traits such as psychopathy and narcissism. The predictors-inhibitors of vandalism are honesty-modesty, extraversion, altruism, conscientiousness (female subsample), openness to new experience, Machiavellianism. The scientific novelty is in the fact that specific for the Russian sample of students and schoolchildren living in a megalopolis, personal factors of vandal behaviour were identified, taking into account gender differentiation. The practical significance is due to the potential possibilities of using the obtained data for preventing vandalism by students in the framework of the educational process in an educational organisation.en
dc.description.abstractВведение. Вандализм является актуальной современной проблемой. Особенно остро эта проблема стоит для современных мегаполисов, среда которых часто подвергается повреждениям и несанкционированным изменения. Однако мегаполис, обладая специфическими средовыми характеристиками, в некотором смысле создает благоприятные условия для вандализма через анонимизацию, снижение социального контроля, принятие пограничных девиантно-подобных форм поведения и т. д. При этом субъектами вандальной активности зарубежными и отечественными исследователями называются подростки и юноши, то есть те молодые люди, которые в большинстве своем являются кроме прочего субъектами образования (школьниками, студентами). Их деструктивная вандальная активность может распространяться как в пространстве образовательной организации, так и иметь более широкий охват – территорию мегаполиса. Чаще всего в группу риска вандального поведения попадают представители мужского пола, однако есть примеры и женского вандализма. При этом вопрос о личностной детерминации вандального поведения школьников и студентов как активных преобразующих среду субъектов остается открытым. Целью исследования стало выявление личностных характеристик как фасилитирующих и ингибирующих предикторов мотивационной готовности к вандальному поведению учащихся школ и вузов современного российского мегаполиса с учетом фактора пола. Методология, методы и методики исследования. Исследование проводилось среди обучающихся школ и вузов г. Екатеринбурга (городской территории, обладающей всеми признаками современного российского мегаполиса). В исследовании приняли участие 132 человека в возрасте от 13 до 24 лет (42 респондента мужского пола, 90 респондентов женского пола; 57 школьников, 75 студентов). В качестве диагностического инструментария использовались личностные опросники HEXACO, «Темная триада» и опросник «Мотивы вандального поведения». Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением сравнительной статистики (t-критерий Стьюдента) и линейного регрессионного анализа. Результаты исследования подтверждают наличие значимых различий в мотивационной готовности к вандализму среди мужской и женской подвыборок. Построенные дифференцированные по фактору пола регрессионные модели позволили выделить ряд значимых личностных предикторов вандального поведения. К предикторам-фасилитаторам относятся такие личностные особенности, как психопатия (для женской подвыборки) и нарциссизм. Предикторы-ингибиторы вандализма – честность-скромность, экстраверсия, альтруизм, добросовестность (женская подвыборка), открытость новому опыту, макиавеллизм. Научная новизна заключается в том, что выявлены специфичные для российской выборки студентов и школьников, проживающих в условиях мегаполиса, личностные факторы вандального поведения с учетом дифференциации по фактору пола. Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для организации профилактической работы по предупреждению вандальной активности обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.ru
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01278).ru
dc.description.sponsorshipThe current research was performed under the financial support of the Russian Science Foundation (RSF) in the framework of the research project № 17-18-01278.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2021. №10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectYOUTHen
dc.subjectSCHOOLCHILDRENen
dc.subjectSTUDENTSen
dc.subjectVANDALISMen
dc.subjectVANDAL BEHAVIOURen
dc.subjectMEGALOPOLISen
dc.subjectPERSONALITY DETERMINANTSen
dc.subjectМОЛОДЕЖЬru
dc.subjectШКОЛЬНИКИru
dc.subjectСТУДЕНТЫru
dc.subjectВАНДАЛИЗМru
dc.subjectВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕru
dc.subjectМЕГАПОЛИСru
dc.subjectЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫru
dc.titleЛичностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора полаru
dc.title.alternativePersonal determinants of vandal behaviour among urban school and student youth from a gender perspectiveen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage155-
local.description.lastpage181-
local.issue10-
local.volume23-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2021-10-155-181-
local.identifier.scopus85123984752-
local.identifier.eid2-s2.0-85123984752-
local.identifier.otherWOS:000762324300006wos
local.identifier.wos000762324300006-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_10_007.pdf436,86 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.