Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41654
Название: Языковое образование в вузе: уроки вынужденного перехода в онлайн
Другие названия: University language education: Lessons of forced transition to teaching online
Автор: Yastrebova, E. B.
Chigasheva, M. A.
Evteev, S. V.
Ястребова, Е. Б.
Чигашева, М. А.
Евтеев, С. В.
Дата публикации: 2022-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Ястребова, Е. Б. Языковое образование в вузе: уроки вынужденного перехода в онлайн / Е. Б. Ястребова, М. А. Чигашева, С. В. Евтеев // Образование и наука. — 2022. — № 5. — С. 11–40. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-11-40.
Аннотация: Introduction. The unexpected transition to online teaching in spring 2020 resulted in educational institutions differently equipped in terms of technology, methodology and academic staff preparedness. Moreover, educational institutions faced with a totally new working environment. One may assume that during the pandemic, education systems of most countries crossed the Rubicon, and now there is no going back. What learning and teaching will be like in the future depends, to a large extent, on the lessons the teaching community will learn. The aim of the research was to find out how successful the emergency transition to teaching foreign languages online was and to identify technological resources necessary to maintain the quality of foreign language teaching and learning in different educational formats. Methodology and research methods. The research was carried out in line with the learner- centered activity approach and principles of distant teaching and learning; it also included analysis of online teaching practices across the world before and during the COVID-19 pandemic. The research data was collected via three surveys conducted (with Google forms) among foreign language teachers of MGIMO University (1329 questionnaires) in April, June and September, 2020; 15 heads of foreign language(s) departments (July 2020), and 201 MGIMO students (September 2020). The data was analysed using IBM SPSS Statistics: correlation and cross tabulation analyses, linear regression analysis, and ANOVA. Results. In the course of the research, the correlations between class activities, selfstudy assignments, forms of assessment, and students’ engagement in learning have been established; as well as the fact that individual approach in teaching has a positive effect on students’ activity, responsibility and academic independence. Furthermore, the problems in online teaching have been identified: classes were not communicative enough, nor teaching sufficiently individualised; besides, the quality of assessment declined with the transition to online learning format. Scientific novelty. An attempt has been made to evaluate the experience of remote teaching foreign languages at university level after the emergency shift to online learning format, and to find out its potential for maintaining (and, in prospect, improving) the quality of language education. Practical significance. Class activities, self-study assignments and forms of testing found the most effective in this research can be of use to foreign language teachers working online. The need to provide individual trajectories for students to develop communicative competence in a foreign language has been established, which is important for course, programme and teaching materials designers.
Введение. Незапланированный переход к онлайн обучению весной 2020 года привел к тому, что учебные заведения с разным уровнем технической, методической и кадровой готовности мгновенно оказались в совершенно новых условиях работы. Можно предположить, что в это время система образования во всех странах, затронутых пандемией, прошла некую точку невозврата – таким как раньше процесс обучения не будет. Каким он будет, во многом зависит от того, какие уроки педагогическое сообщество извлечет из этого опыта. Цель исследования – определение степени успешности опыта вынужденного перехода в онлайн и выявление методических ресурсов, необходимых для сохранения качества языковой подготовки в разных форматах обучения. Методология, методы и методики. Исследование проводилось с опорой на личностно-деятельностный подход в обучении, принципы дистанционного обучения и включало анализ практического опыта обучения онлайн в разных странах до и во время пандемии COVID-19. Для сбора эмпирического материала использовался метод анкетирования. Участие в опросе приняли преподаватели кафедр иностранных языков МГИМО (общее число полученных анкет 1 329), заведующие кафедрами (15 анкет) и выборочно студенты (201 анкета). Опрос проводился в три этапа – в апреле, июне и сентябре 2020 года. Для статистической обработки данных в программе IBM SPSS Statistics применялись корреляционный анализ, кросстабуляционный анализ, линейный регрессионный анализ и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Результаты. В ходе исследования, во-первых, установлены корреляционные связи между видами аудиторной и самостоятельной работы студентов, формами контроля и активностью, сознательностью и самостоятельностью студентов; доказано, что на эти показатели положительно влияет индивидуализация обучения. Во-вторых, выявлены проблемные зоны в условиях обучения онлайн: недостаточно высокая степень коммуникативности и индивидуализации обучения, а также снижение качества контроля результатов обучения. Научная новизна. Предпринята попытка оценить опыт форс-мажорного перехода к удаленному обучению иностранным языкам и определить его потенциал для сохранения (и, в перспективе, повышения) качества языковой подготовки в вузе. Практическая значимость. Выявлены наиболее эффективные виды заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов и формы проверки качества усвоения в формате онлайн, что может помочь преподавателям при работе в этом формате. Обоснована необходимость предусматривать индивидуальные траектории овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, что важно для разработчиков курсов, программ и учебных материалов.
Ключевые слова: FOREIGN LANGUAGES
REMOTE LEARNING
DISTANCE LEARNING
LANGUAGE EDUCATION
STUDENTS’ ENGAGEMENT
INDIVIDUAL APPROACH IN TEACHING
INTERACTIVE CLASSROOM ENVIRONMENT
EFFECTIVENESS OF TEACHING AND LEARNING
SUCCESS OF TRANSITION TO ONLINE TEACHING AND LEARNING
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
УСПЕШНОСТЬ ПЕРЕХОДА К ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЮ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-11-40
SCOPUS: 85132840298
WoS: 000876449600001
Источники: Образование и наука. 2022. № 5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_05_002.pdf470,86 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.