Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41659
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorZborovsky, G. E.en
dc.contributor.authorAmbarova, P. A.en
dc.contributor.authorЗборовский, Г. Е.ru
dc.contributor.authorАмбарова, П. А.ru
dc.date.accessioned2022-10-21T09:57:22Z-
dc.date.available2022-10-21T09:57:22Z-
dc.date.issued2022-05-
dc.identifier.citationЗборовский, Г. Е. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Образование и наука. — 2022. — № 5. — С. 147–180. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/2731en
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/record/display.uri?origin=resultslist&eid=2-s2.0-85132808437scopus_url
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41659-
dc.description.abstractIntroduction. The urgency of the problem is due to the need to increase the scientific activity and productivity of scientific and pedagogical staff (SPS), acting as the flagship of the scientific development of universities. The article examines the social community of SPS of Russian universities as one of the drivers of the development of Russian higher education in the context of the implementation of the strategic academic leadership programme “Priority-2030”. The aim of the article is to identify the directions and contradictions of the transformation of the scientific and pedagogical community in the changing conditions of academic development of Russian universities. Methodology and research methods. The study uses the method of analysing statistical data on higher education in Russia and the Ural Federal District for 2000-2021 and Monitoring the effectiveness of universities for 2013-2021. Results. The main results of the study presented in the article were quantitative, structure and substantive characteristics of the social community of the SPS. They were shown through the prism of indicators of their scientific activity and the requirements imposed on them by the university administration. An important result of the study was the analysis of the achievements and problems of scientific activity of the SPS in five universities of the Ural Federal District, representing five subjects of the Russian Federation on its territory - Sverdlovsk, Chelyabinsk, Tyumen, Kurgan regions, Khanty-Mansi Autonomous District. Among the universities coming into focus, there were three universities, which received support within the framework of the “5-100” Project. The article identifies the prospects and risks of implementing projects for the development of the university SPS in the “core zone”, which have received support under the “Priority-2030” strategic academic leadership programme, as well as the opportunities for academic development of the SPS of universities in the “semi-periphery” and “periphery” that do not have such large-scale state assistance. The approaches are proposed to create favourable conditions for the SPS transformation. Taking into account such approaches, it is possible to overcome imitation and a steady increase in SPS scientific activity and productivity. The authors draw attention to the need to differentiate the conditions of professional activity of productive and unproductive SPS, a group of young SPS. The authors argue the importance to use the strategy of “growing” one’s own SPS as the basis for the real implementation of the strategic objectives of the “Priority-2030” programme and taking care of the human capital of universities. It is also concluded that the modern social context of Russian higher education limits the possibilities of solving this problem and needs to be changed. Scientific novelty. The novelty of the research consists in a comparative analysis of trends and contradictions in the transformation of the SPS of Russian universities, their scientific potential, areas of activity and social functions in the changing conditions of academic development of universities. The practical significance of the article is to demonstrate the possibilities and results of the transformation of the SPS on the way to their transformation into a driver of scientific development of universities.en
dc.description.abstractВведение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью роста научной активности и продуктивности научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве флагмана научного развития университетов разных стран. В статье рассматривается социальная общность НПР российских вузов как один из драйверов развития отечественного высшего образования в условиях осуществления программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Цель статьи - выявление направлений и противоречий трансформации научно-педагогического сообщества в изменяющихся условиях академического развития российских вузов. Методология и методы. В исследовании использован метод анализа статистических данных по высшему образованию России и Уральского федерального округа за 2000 2021 гг. и Мониторинга эффективности вузов за 2013-2021 гг. Результаты. Основными результатами исследования, представленными в статье, стали количественные, структурные и содержательные характеристики социальной общности НПР. Они были показаны сквозь призму показателей их научной активности и требований, предъявляемых к ним университетским управлением. Важным результатом исследования стал анализ достижений и проблем научной деятельности НПР в пяти вузах УрФО, представляющих пять субъектов Российской Федерации на его территории -Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский автономный округ. Среди вузов, попавших в фокус внимания, оказались три университета, получившие поддержку в рамках Проекта «5-100». В статье определены перспективы и риски реализации проектов развития НПР университетов зоны «ядра», получивших поддержку по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также возможности академического развития НПР вузов «полупериферии» и «периферии», не имеющих такой масштабной государственной помощи. Предложены организационные подходы к созданию благоприятных условий для трансформации НПР, в которых возможны преодоление имитационности и устойчивый рост их научной активности и продуктивности. Авторы обращают внимание на необходимость дифференциации условий профессиональной деятельности продуктивных и малопродуктивных НПР, группы молодых НПР. Аргументируется важность использования стратегии «выращивания» собственных НПР как основы реального выполнения стратегических задач программы «Приоритет-2030» и проявления заботы о человеческом капитале университетов. Делается также вывод о том, что современный социальный контекст российского высшего образования ограничивает возможности решения этой проблемы и нуждается в изменениях. Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе тенденций и противоречий трансформации НПР российских вузов, их научного потенциала, направлений деятельности и социальных функций в меняющихся условиях академического развития университетов. Практическая значимость статьи состоит в показе возможностей и результатов трансформации НПР на пути их превращения в драйвер научного развития университетов.ru
dc.description.sponsorshipСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности».ru
dc.description.sponsorshipThe reported research was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 19-29-07016 “Transfer of Human Capital of Educational Communities: From Failure to Success”en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2022. № 5ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectSCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFFen
dc.subjectSOCIAL COMMUNITYen
dc.subjectSOCIO-PROFESSIONAL COMMUNITYen
dc.subject“CORE”en
dc.subject“SEMI-PERIPHERY”en
dc.subject“PERIPHERY” UNIVERSITIESen
dc.subjectSTRATEGIC ACADEMIC LEADERSHIP PROGRAMME “PRIORITY-2030”en
dc.subjectSCIENTIFIC ACTIVITYen
dc.subjectPRODUCTIVITY OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFFen
dc.subjectIMITATIONen
dc.subjectНАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИru
dc.subjectСОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬru
dc.subjectСОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВОru
dc.subjectУНИВЕРСИТЕТЫ «ЯДРА»ru
dc.subject«ПОЛУПЕРИФЕРИИ»ru
dc.subject«ПЕРИФЕРИИ»ru
dc.subjectПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ-2030»ru
dc.subjectНАУЧНАЯ АКТИВНОСТЬru
dc.subjectПРОДУКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВru
dc.subjectИМИТАЦИОННОСТЬru
dc.titleНаучно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитииru
dc.title.alternativeScientific and pedagogical staff as a social community in the changing conditions of academic developmenten
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage147-
local.description.lastpage180-
local.issue5-
local.volume24-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2022-5-147-180-
local.identifier.scopus85132808437-
local.identifier.eid2-s2.0-85132808437-
local.identifier.otherWOS:000876449600006wos
local.identifier.wos000876449600006-
local.fund.rffi19-29-07016-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_05_007.pdf462,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.