Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41665
Название: New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities
Другие названия: Новые роли и компетенции преподавателей в образовательной среде университетов России, опосредованной внедрением ИКТ
Автор: Ainoutdinova, I. N.
Tregubova, T. M.
Ng, J.
Kopnov, V. A.
Айнутдинова, И. Н.
Трегубова, Т. М.
Нг, Д.
Копнов, В. А.
Дата публикации: 2022-01
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities / I. N. Ainoutdinova, T. M. Tregubova, J. Ng, V. A. Kopnov // Образование и наука. — 2022. — № 1. — С. 191–221. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-191-221.
Аннотация: Introduction. The research considers organisational and functional changes in the learning environment of Russian universities mediated by the spread of ICTs in education. ICTs affect the structure and content of curriculum and the relationship of participants in the educational process, which actualises the need to revise a place, roles, knowledge and competencies of humanities teachers. External and internal factors induce teachers to change approaches, methods and teaching technologies in accordance with the social request for high quality training of future professionals in the ICT-mediated realities and improve their ICT proficiency to meet the demands of the day. The best model of ICT-mediated learning environment will function on the basis of technologisation, interdisciplinarity, practice orientation, student focus and multicultural diversity. Aim. The purpose of this study was to identify, analyse and assess the determining factors that accompany, actualise and influence the process of transformation of the place, roles, skills and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of universities in Russia. Methodology and research methods. The study was conducted within a framework of social, pedagogical, integrative, contextual, competency-based and comparative approaches, covering all aspects of academic activities of teachers and students in the ICT-mediated learning environment. Both qualitative and quantitative research methods were used to collect and analyse the relevant data. Analysis, synthesis and comparison were used to study and summarise scientific information; observations, questionnaires and survey were carried out within the experimental section, followed by a subsequent statistical analysis. A holistic approach allowed to create a classification of the ICT-based roles and skills of teachers and to develop the authors’ scale of gradation of ICT proficiency. Results. The conceptual apparatus is concretised; conditions for the ICTs inclusion in education are defined; the authors’ classification of the roles, skills and competencies of teachers for ICT-based professional activity, growth and development is given; the authors’ diagnostic scale (toolkit) for rating and grading humanities teachers’ level of ICT proficiency is designed and presented. Scientific novelty. The scientific novelty of the work lies in the definition and description of the systemic integrity of educational content based on knowledge and technology, the appropriate conditions for integration of ICT in the curriculum, the level of teachers’ ICT proficiency sufficient for the learning needs of their students and the expected learning outcomes. Practical significance. The authors’ classification of the roles, skills and competencies and the diagnostic scale (toolkit) for rating and grading the level of ICT-proficiency can be used in refresher courses for humanities teachers for their professional training, growth and development.
Введение. В исследовании рассматриваются изменения в организации и функционировании учебной среды российских вузов, обусловленные распространением ИКТ в образовании. ИКТ влияют на структуру и содержание учебных программ и взаимоотношения участников образовательного процесса, что актуализирует необходимость пересмотра места, ролей, знаний и компетенций преподавателей гуманитарного профиля. Внешние и внутренние факторы побуждают преподавателей менять свои подходы, методы и технологии обучения в соответствии с запросом общества на высокое качество подготовки будущих специалистов в контексте реалий ИКТ и повышать уровень владения ИКТ в соответствии с требованиями дня. Лучшая модель учебной среды на базе ИКТ включает технологизацию, междисциплинарность, практическую направленность, ориентацию на студентов и мультикультурное разнообразие. Цель. Исследование направлено на выявление, анализ и оценку детерминирующих факторов, сопровождающих, актуализующих процесс трансформации места, ролей и компетенций преподавателей в ИКТ-опосредованной учебной среде вузов России и влияющих на него. Методология и методы исследования. Работа проводилась в рамках социального, педагогического, интегративного, контекстного, компетентностного и сравнительного подходов, охватывающих все аспекты академической деятельности преподавателей и студентов в ИКТ-опосредованной учебной среде вуза. Для сбора и анализа релевантных данных применялись качественные и количественные методы исследования. Анализ, синтез и сравнение использовались для изучения и обобщения научной информации; наблюдения, анкетирование и опрос проводились в рамках экспериментальной части с последующим статистическим анализом. Целостный подход позволил создать классификацию ИКТ-ролей и ИКТ-навыков преподавателей и разработать авторскую шкалу градации владения ими ИКТ. Результаты и научная новизна. Авторами был конкретизирован понятийный аппарат; определены условия внедрения ИКТ в образование; дана авторская классификация ролей, навыков и компетенций преподавателей-гуманитариев в сфере ИКТ для их профессиональной деятельности, роста и развития; разработан авторский инструментарий (шкала) диагностики и оценки уровня владения ИКТ преподавателями. Научная новизна заключается в установлении и описании системной целостности, основанной на единстве учебного контента, сформированного на знаниях и технологиях; педагогических условий внедрения ИКТ в программы обучения; уровней владения преподавателями ИКТ, достаточных для реализации образовательных потребностей студентов и ожидаемых результатов их обучения в ИКТ-опосредованной среде. Практическое значение. Авторская классификация ролей, навыков и компетенций, а также диагностический инструментарий (шкала) для оценки и градации уровней достижений в области владения ИКТ могут быть использованы на курсах повышения квалификации преподавателей в сфере гуманитарных наук для их профессионального роста и развития.
Ключевые слова: LEARNING ENVIRONMENT
ICT-LITERACY
ICT-COMPETENCY
ICT-MEDIATED LEARNING ENVIRONMENT
ICT TRENDS
ROLES AND COMPETENCIES OF TEACHERS
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИКТ-ГРАМОТНОСТЬ
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ
ИКТ-ОПОСРЕДОВАННАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА
ТРЕНДЫ В ИКТ
РОЛИ И КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-191-221
SCOPUS: 85124227994
Сведения о поддержке: Авторы выражают благодарность Исполнительному агентству по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре за финансирование и программе Erasmus+, в рамках которой был реализован проект Pro-VET (номер проекта 598698-EPP-1-2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP). Авторы также признательны всем партнерам команды Pro-VET за их ценный вклад в обсуждение и проверку разработанных процедур. Европейская комиссия, поддержавшая подготовку этой публикации, не несет ответственности за ее содержание и использование представленной в ней информации.
The present research in Pro-VET project (ref. 598698-EPP-1-2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP) was funded by the Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) and implemented within the framework of the Erasmus+ Programme. The authors express their gratitude to all partners of Pro-VET team for their valuable contributions to discussions and verification of the developed procedures. The European Commission’s support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents, which reflect the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.
Источники: Образование и наука. 2022. № 1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_01_008.pdf432,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.