Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42265
Название: О реализации трансдисциплинарного подхода в подготовке будущих учителей математики
Другие названия: Оn the implementation of a transdisciplinary approach in preparing future mathematics teachers
Автор: Kalinin, S. I.
Pankratova, L. V.
Калинин, С. И.
Панкратова, Л. В.
Дата публикации: 2022-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Калинин, С. И. О реализации трансдисциплинарного подхода в подготовке будущих учителей математики / С. И. Калинин, Л. В. Панкратова // Образование и наука. — 2022. — № 9. — С. 11-42. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-11-42.
Аннотация: Introduction. The disparate study of certain areas and branches of knowledge, characteristic of the disciplinary approach, has largely lost its position, recognising the inevitability of interdisciplinary cooperation. At present, interdisciplinarity is already being comprehended at a new level, creating the prerequisites for the introduction of a transdisciplinary approach to solving complex problems, including in the educational sphere. Aim. The current research aims to present the transdisciplinary teaching means, which are relevant in the process of training future teachers of mathematics, and which are identified on the basis of an analysis of the content of education. Methodology and research methods. General scientific and empirical methods were used to develop the ideological basis of the study. The aforementioned methods allowed the authors to draw up a complete picture of the problem under study, to identify its patterns and trends, to understand the essence. The search and selection of mathematics subject content with transdisciplinary properties was based on a systematic and interdisciplinary approach. At the stage of testing the research hypothesis, the competency-based approach was decisive, and tactical tasks were solved by referring to the activity approach. In addition, the main provisions of the concepts of humanisation and humanitarisation of education, as well as the principles of fundamentalisation of mathematical education, were taken into account. Results and theoretical significance. The expediency of using inequalities and convex functions in the training of future mathematics teachers in the context of a transdisciplinary approach is substantiated. A phased description of the work carried out allows us to trace the methods of reflecting the modern scientific content of the relevant topics, conditions, means and expected results of pedagogical interaction. The theory and methods of teaching mathematics at the university are enriched with a qualitatively new vision of the educational potential of the concepts of inequality and a convex function. Practical significance. The introduction of inequalities and convex functions in the process of future mathematics teachers training at Vyatka State University made it possible to demonstrate the possibilities of a transdisciplinary approach in the development of students’ worldview and the formation of professionally significant students’ competencies. The presented means of implementing the transdisciplinary approach can also be comprehended in teaching students of other areas of training.
Введение. Разрозненное изучение отдельных областей и отраслей знания, свойственное дисциплинарному подходу, во многом утратило свои позиции, признавая неизбежность междисциплинарного сотрудничества. В настоящее время уже междисциплинарность осмысляется на новом уровне, создавая предпосылки внедрения трансдисциплинарного подхода к решению сложных проблем, в том числе и в образовательной сфере. Цель предпринятого исследования – в представлении средств реализации трансдисциплинарного подхода, актуальных в процессе подготовки будущих учителей математики и выявленных на основе анализа содержания обучения. Методология и методы. Основанием при выработке мировоззренческой основы исследования послужили общенаучные и эмпирические методы. Они позволили составить целостную картину изучаемой проблемы, выявить ее закономерности и тенденции, понять сущность. Поиск и отбор предметного математического содержания, обладающего трансдисциплинарными свойствами, строился на системном и междисциплинарном подходах. На этапе проверки гипотезы исследования определяющим являлся компетентностный подход, а тактические задачи решались обращением к деятельностному подходу. Кроме того, были учтены основные положения концепций гуманизации и гуманитаризации образования, а также принципы фундаментализации математического образования. Результаты и теоретическая значимость исследования. Обоснована целесообразность использования неравенств и выпуклых функций при подготовке будущих учителей математики в контексте трансдисциплинарного подхода. Поэтапное описание проведенной работы позволяет проследить приемы отражения современного научного содержания соответствующей тематики, условия, средства и предполагаемые результаты педагогического взаимодействия. Теория и методика обучения математике в вузе обогащены качественно новым видением образовательного потенциала понятий неравенства и выпуклой функции. Практическая ценность исследования. Внедрение неравенств и выпуклых функций в процесс подготовки будущих учителей математики в ВятГУ позволило продемонстрировать возможности трансдисциплинарного подхода в развитии мировоззрения студентов и формировании у них профессионально значимых компетенций. Представленные средства реализации трансдисциплинарного подхода могут быть осмыслены также в обучении студентов иных направлений подготовки.
Ключевые слова: TRANSDISCIPLINARY APPROACH
UNIVERSITY EDUCATION
MATHEMATICS TEACHERS TRAINING
MATHEMATICAL ANALYSIS
CONVEX FUNCTION
MATHEMATICAL INEQUALITY
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВЫПУКЛАЯ ФУНКЦИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-11-42
SCOPUS: 85144772691
WoS: 000926386400001
Сведения о поддержке: The authors thank the anonymous reviewers for their careful reading of the article and their insightful comments, which significantly helped improve its quality.
Авторы благодарят анонимных рецензентов, ознакомившихся со статьей и сделавших ценные замечания, позволившие улучшить ее качество.
Источники: Образование и наука. 2022. № 10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_09_002.pdf485,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.