Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42550
Название: Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект
Другие названия: Dialogical interaction between family and school: The content aspect
Автор: Korotaeva, E. V.
Andryunina, A. S.
Chugaeva, I. G.
Коротаева, Е. В.
Андрюнина, А. С.
Чугаева, И. Г.
Дата публикации: 2023-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Коротаева, Е. В. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, И. Г. Чугаева // Образование и наука. — 2023. — № 3. — С. 97-121. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121.
Аннотация: Introduction. The development of modern education is connected with the convergence of social institutions of family and school, involvement of parents in the educational process, and realization of the role and importance of education by parents. The harmonisation of family and school relations is possible if the development of educational relations is based on the principle of dialogue aimed at bringing together the interests of the subjects of education, elaboration of a unified educational strategy and identification of the common values and goals of education. In this regard, it is necessary to discuss a number of issues and problems that require promotion of dialogue between teachers and parents. Aim. The aim of this research is to determine the content of dialogical interaction between teachers and parents in the modern socio-cultural environment of the educational process and the directions of updating the psychological and pedagogical knowledge of parents. Methodology and research methods. To determine the content of the interaction between teachers and parents, the authors used theoretical provisions of philosophical anthropology about the essence of dialogue: the intention of dialogue, the «encounter» views in the process of dialogue and the openness of dialogue. An existential approach was applied to determine the value-semantic foundations of the co-existence of family and school. Results. This study has revealed educational needs of parents that consist in the promotion of dialogue with teachers on the problems of education and upbringing, relations between students in class and between students and teachers. It has also identified the problems of creation of conditions that improve moral and psychological well-being of a child at school, as well as the issues of a child’s development and promotion of a healthy lifestyle. Parents view interaction with teachers as coordination of pedagogical attitudes, values and goals of education. The survey reveals the priorities of parents connected with the necessity of perception and comprehension of values and meanings of their own upbringing methods, and the need for enrichment of their psychological and pedagogical background with axiological and practice-focused components. Scientific novelty. The interaction of family and school is analysed in the context of dialogue between parents and teachers, who are subjects of educational relations. The educational choice of parents is connected with the assessment of the meaning of their own upbringing methods via the dialogue with teachers. The authors found that dialogue is a way of subjects’ interaction, which is characterized by mutuality due to their co-existence, incompleteness and openness and preservation of the dialogical nature in the process of interaction. Dialogical interaction between teachers and parents contributes to the development of the common existential educational values – love, freedom and responsibility, and collegiality. Practical significance. The results of the present study can be used by teachers to build a dialogical interaction between family and school. The content of the interaction between the family and the school will allow teachers to plan the topics of consultations, parent conferences, meetings and other forms of interaction.
Введение. Мировая тенденция развития образования связана с конвергенцией социальных институтов семьи и школы, растущей вовлеченностью родителей в образовательный процесс, осознанием родителями значимости образования. Гармонизация отношений семьи и школы возможна, если развитие образовательных отношений выстраивается по принципу диалога, направленного на сближение интересов субъектов образования, выработку единой образовательной стратегии, общих ценностей и целей образования. В связи с этим, необходимо рассмотреть круг вопросов и проблем, требующих активизации диалогической позиции педагогов и родителей. Цель настоящей работы – определение содержания диалогического взаимодействия педагогов и родителей в современной социально-культурной ситуации образовательного процесса и направлений обновления психолого-педагогического знания родителей. Методология и методы. При определении содержательного аспекта взаимодействия педагогов и родителей учитывались теоретические положения философской антропологии о сущности диалога: интенциональность диалога, «встреча» сознаний в процессе диалога, открытость диалога. В исследовании использовался экзистенциальный подход, позволяющий определить ценностно-смысловые основания события семьи и школы. Результаты исследования. В ходе исследования были определены образовательные потребности родителей, состоящие в необходимости организации диалогического взаимодействия с педагогами по вопросам воспитания, взаимоотношений в коллективе учеников и взаимоотношениями с педагогами, вопрос о создании условий, способствующих улучшению морально-психологического состояния ребенка в школе, вопросы развития ребенка и формирования здорового образа жизни. Отмечено, что родители определяют взаимодействие с педагогами как согласование педагогических позиций, ценностей и целей образования. Приоритеты родителей, участвовавших в исследовании, связаны с необходимостью осмысления ценностей и смыслов собственной воспитательной деятельности, насыщением аксиологической и практико-ориентированной составляющей содержания психолого-педагогического знания родителей. Научная новизна. Взаимодействие семьи и школы рассмотрено в контексте активизации диалогической позиции родителей и педагогов как субъектов образовательных отношений. Образовательный выбор родителей связан с переживанием смысла собственной воспитательной деятельности через диалог с педагогами. Обосновано, что диалог является способом взаимодействия субъектов, для которого характерна обращенность на основе их события, незаконченность и открытость, сохранение диалогической позиции в процессе взаимодействия. Диалогическое взаимодействие педагогов и родителей способствует выработке общих экзистенциальных ценностей – любви, свободы и ответственности, соборности. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами для выстраивания диалогического взаимодействия семьи и школы. Определение содержания взаимодействия семьи и школы позволит учителям планировать тематику консультаций, родительских конференций, собраний и других форм взаимодействия.
Ключевые слова: INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL
DIALOGUE BETWEEN TEACHERS AND PARENTS
VALUE FOUNDATIONS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL
FORMS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
ДИАЛОГ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121
Источники: Образование и наука. 2023. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023-03_005.pdf1,28 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.