Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43372
Название: | Эмоциональное благополучие школьников: теоретические основания и перспективы исследования |
Другие названия: | Emotional well-being of schoolchildren: Theoretical foundations and prospects for research |
Автор: | Pecherkina, A. A. Katkalo, K. D. Borisov, G. I. Печеркина, А. А. Катькало, К. Д. Борисов, Г. И. |
Дата публикации: | 2023-10 |
Издатель: | Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Библиографическое описание: | Печеркина, А. А. Эмоциональное благополучие школьников: теоретические основания и перспективы исследований / А. А. Печеркина, К. Д. Катькало, Г. И. Борисов // Образование и наука. — 2023. — № 8. — С. 134-161. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-134-161 |
Аннотация: | Introduction. Within the framework of current educational reforms, a trend towards raising requirements for intellectual and psycho-emotional abilities of all educational process participants has become evident. With an increasing number of emotionally intense events, the issue of forming and maintaining the emotional well-being of schoolchildren is becoming more urgent. The key feature of the school environment is emotional well-being, which the authors define as a stable and emotionally positive state of a child in the learning environment; and which is based on satisfying one’s age-related needs, awareness of one’s own emotions and possession of the skills of emotional regulation and reflection. Aim. The article aims to formulate and analyse the problem of emotional well-being, to provide an overview of scientific approaches to its operationalisation, and to determine methodological foundations and directions for assessing the emotional well-being of Russian schoolchildren. Methodology and research methods. Research methods include a review of scientific works by contemporary Russian and foreign scholars; systemic, comparative, and logical analysis of modern approaches to the notion of emotional well-being of schoolchildren. The research methodological foundation is rooted in the provisions of positive psychology, the concepts of subjective well-being (N. Bradburn, E. Dinner) and psychological well-being (C. Ryff), self-determination theory (M. Seligman, R. M. Ryan, E. L. Deci), and ecological systems theory (W. Bronfenbrenner). Results and scientific novelty. The paper determines scientific approaches to analyse emotional well-being of a schoolchild, contributes to the concept of operationalisation, and defines the directions for assessing emotional well-being on the basis of two factors: social environment and personal characteristics of a schoolchild. Practical significance. The research results can be used as a foundation for designing the empirical research into characteristics of the emotional well-being of Russian schoolchildren. The present findings might help to develop a programme for improving schoolchildren emotional well-being considered as a key factor to assess schoolchildren emotional well-being in the learning environment in the context of constant social transformations. Введение. В настоящее время в условиях реформирования системы образования все очевиднее становится тенденция, связанная с повышением требований к интеллектуальным и психоэмоциональным возможностям всех участников образовательного процесса. В условиях, когда возрастает количество эмоционально насыщенных событий, вопрос формирования и поддержки эмоционального благополучия школьников становится особенно актуальным. Ключевой характеристикой школьной среды становится эмоциональное благополучие, определяемое нами как стабильное эмоционально-положительное состояние ребенка в образовательной среде, основанное на удовлетворении возрастных потребностей, осознании переживания собственных эмоций и владении навыками эмоциональной саморегуляции и рефлексии. Целью настоящей статьи является постановка и рассмотрение проблемы эмоционального благополучия, теоретический обзор научных подходов к его операционализации, определение методологических оснований и направлений оценивания эмоционального благополучия российских школьников. Методология, методы и методики. В рамках данной работы для достижения поставленной цели нами использовались теоретические методы, такие как обзор научной литературы современных отечественных и зарубежных авторов, системный, сравнительный и логический анализ современных подходов к рассмотрению эмоционального благополучия школьников. Методологическая основа исследования представлена положениями позитивной психологии, а также основана на концепциях субъективного благополучия (N. Bradburn, E. Dinner) и психологического благополучия (C. Ryff), теории самодетерминации личности (M. Seligman, R. M. Ryan, E. L. Deci), теории экологических систем (U. Bronfenbrenner). Результаты и научная новизна. Выделены научные подходы к рассмотрению эмоционального благополучия школьника, на основании которых проведена операционализация данного понятия, выделены направления оценивания эмоционального благополучия, классифицированные по двум основаниям: социальная среда и личностные особенности школьника. Практическая значимость. Полученные результаты будут положены в основу разработки дизайна эмпирического исследования особенностей эмоционального благополучия российских школьников. На основе полученных эмпирических данных станет возможным разработка программы поддержки эмоционального благополучия школьников как ключевого фактора, определяющего его эмоциональное самочувствие в образовательной среде в условиях постоянных общественных трансформаций. |
Ключевые слова: | EMOTIONAL WELL-BEING EMOTIONAL WELL-BEING OF A SCHOOLCHILD LEARNING ENVIRONMENT SUBJECTIVE WELL-BEING PSYCHOLOGICAL WELL-BEING EMOTIONAL REGULATION ACADEMIC SUCCESS ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКА ШКОЛЬНАЯ СРЕДА СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ |
ISSN: | 2310-5828 1994-5639 |
DOI: | 10.17853/1994-5639-2023-8-134-161 |
Сведения о поддержке: | Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-01515 «Эмоциональное благополучие школьника: особенности индивидуальных различий и академическая успешность». The study was financially supported by the Russian Science Foundation within the framework of research project No. 23-28-01515 “Emotional Well-Being of a Schoolchild: Features of Individual Differences and Academic Progress”. |
Источники: | Образование и наука. 2023. № 8 |
Располагается в коллекциях: | Образование и наука |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
edscience_2023_08_006.pdf | 408,02 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.