Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44034
Название: Cтрессогенность и интенсивность родительства в представлениях студенческой молодежи
Другие названия: Parenthood stressfulness and intensity in the students’ views Bartseva K. V.
Likhanov M. V.
Soldatova E. L.
Tsigeman E. S.
Alenina E. A.
Kovas Y.
Автор: Тихонова, И. В.
Мисиюк, Ю. В.
Севастьянова, У. Ю.
Tikhonova, I. V.
Misiyuk, Yu. V.
Sevastyanova, U. Yu.
Дата публикации: 2023-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Тихонова, И. В. Cтрессогенность и интенсивность родительства в представлениях студенческой молодежи / И. В. Тихонова, Ю. В. Мисиюк, У. Ю. Севастьянова // Образование и наука. — 2023. — № 10. — С. 153–182. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-153-182.
Аннотация: Introduction. There is an increase in young people’s reproductive decisions in the form of conscious childlessness, deferred parenthood, and small families. The role of reproductive decision-making in the non-optimistic demographic forecast of the state actualizes scientific research factors and conditions for the emergence of childbearing attitudes. Subjective factors, which determine fertile plans, are no less important than the objective ones (material, social). In the subjective picture of potential parenthood, the ideas about a stressful parenting role are of great importance. High demands are made to it and transmitted at the level of public expectations. This forms intensive education practice and a stable attitude towards the perception of fatherhood and motherhood long before the children’s birth. Aim. The present research aims to study the peculiarities of student ideas about the stressfulness and parental role intensity in the gender factor context and reproductive plans. Methodology and research methods. The sample consisted of 364 childless students (M = 19.43 years). To achieve a study goal, the sample was divided by gender (218 girls and 146 boys) and by orientation towards having children: childlessness (n = 32); large families (n = 75); having few children (n = 257). The following methods and techniques were used: authors’ questionnaire; methodology “Parental Stress Scale” by J. O. Berry & W. H. Jones (1995) in the adaptation of Yu. V. Misiyuk, I. V. Tikhonova (2022); “Intensive Parenting Attitudes Questionnaire” by M. Liss, H. H. Schiffrin, V. H. Mackintosh, H. Miles-McLean, M. J. Erchull (2013) in the adaptation of Yu. V. Misiyuk (2022); the authors’ version of a semi-structured interview, which studies the ideas of young people about the stressors of parental life in different periods of child development and stress intensity. The methods of statistical processing were employed. Results. The authors revealed stressfulness specificity and parental stress intensity, their content depending on the orientation towards childbearing and gender roles. Child-free students associate parenthood with a high level of parental stress. It is unsatisfying, lacks resources, threatens to lose control over one’s own life, and makes high demands on the necessity to stimulate children’s development. Students oriented on having many children demonstrate a balanced view on parenthood stressfulness in terms of resources and costs. Students, focused on having few children, have an idea of moderate parental stressfulness. They point to such possible signs of parental stress as “loss of control” and “parental stressors”. Girls assess a parental stressfulness role higher than boys; they expect a lower satisfaction level, a high stress level during the periods of early and preschool child development. Girls demonstrate the severity of attitudes towards essentialism, and young men towards child-centrism. The essentialisation of parenthood strengthens the ideas about parenthood stressfulness, whereas the attitude towards getting pleasure from parenthood can be a protection factor. Scientific novelty. For the first time, the characteristics of the stress of the parental role and attitudes towards intensive parenthood in the representations of students are studied. Their interrelation is investigated. The presented results reveal the peculiarities of the perception of the tension of the parental role, its saturation with stress factors, taking into account gender and orientation to childbearing. Practical significance. The research outcomes contribute to the understanding of the patterns and factors of the formation of ideas about the stress of parenthood, its role in the reproductive plans of students. Also, the research results can be used in educational organisations to justify education programmes on parenting and psychological support.
Введение. Увеличение репродуктивных решений молодежи в виде осознанной бездетности, отложенного родительства, малодетности, и их роль в неоптимистичном демографическом прогнозе государства актуализируют научные исследования факторов и условий возникновения установок на деторождение. Субъективные факторы, определяющие репродуктивные планы, не менее важны, чем объективные (материальные, социальные). В субъективной картине потенциального родительства большое значение имеют представления о стрессогенности родительской роли, высокие требования к которой транслируются на уровне общественных ожиданий и формируют практики интенсивного воспитания, а также устойчивое отношение к восприятию отцовства и материнства задолго до появления детей. Цель исследования состояла в изучении особенностей представлений студенческой молодежи о стрессогенности и интенсивности родительской роли в контексте гендерного фактора и репродуктивных планов. Методология, методы и методики. Выборка состояла из 364 бездетных студентов (М = 19,43 лет). Для достижения цели исследования выборка была разделена по половому признаку (218 девушек и 146 юношей) и по ориентации на рождение детей: на бездетность (n = 32); на многодетность (n = 75); на малодетность (n = 257). Использовались методы и методики: авторская анкета; методика «Шкала родительского стресса» («Parental Stress Scale» J. O. Berry & W. H. Jones, 1995), русскоязычная версия в адаптации Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихоновой, 2022; методика «Опросник установок на интенсивное родительство» (Intensive Parenting Attitudes Questionnaire, M. Liss, H. H. Schiffrin, V. H. Mackintosh, H. Miles-McLean M. J. Erchull, 2013 в адаптации Ю. В. Мисиюк, 2022); авторский вариант полуструктурированного интервью (изучающего представления молодых людей о стрессорах родительской жизни в разные периоды развития ребенка и интенсивности стресса). Использовались методы статистической обработки. Результаты. Выявлена специфика представлений о стрессогенности и интенсивности родительства, родительских стрессах в разные периоды жизни детей и их содержания в зависимости от ориентации на деторождение и гендерных ролей. Студенты ориентации «чайлд-фри» воспринимают родительскую роль как связанную с высоким уровнем родительского стресса, не приносящую удовлетворения, дефицитную с точки зрения ресурсов, несущую угрозу потери контроля над собственной жизнью, предъявляющую высокие требования в том числе к необходимости стимулировать развитие детей. Студенты, ориентированные на многодетность, демонстрируют сбалансированное с точки зрения ресурсов и затрат представление о стрессогенности родительства. Ориентированные на малодетность, имеют представление об умеренной стрессогенности родительства, но указывают на такие возможные признаки родительского стресса как «потеря контроля» и «родительские стрессоры». Девушки оценивают стрессогенность родительской роли выше, чем юноши, ожидают меньший уровень удовлетворенности, высокий уровень стресса в периоды раннего и дошкольного возраста ребенка. Девушки демонстрируют выраженность установок на эссенциализм, а юноши на детоцентризм. Эссенциализация родительства усиливает влияние на представления о стрессогенности родительства, в то время как установка на получение удовольствия от родительства может являться фактором протекции. Научная новизна. Впервые изучены характеристики и показана взаимосвязь стрессогенности родительской роли и установок на интенсивность в воспитании детей в представлениях потенциальных родителей – студенческой молодежи. Представленные результаты раскрывают особенности восприятия напряженности родительской роли, насыщенности ее стресс-факторами с учетом пола и ориентации на деторождение. Практическая значимость. Полученные результаты способствуют пониманию закономерностей и факторов формирования представлений о стрессогенности родительства, его роли в репродуктивных планах студенческой молодежи. Могут быть использованы для обоснования программ по воспитанию, психологическому сопровождению в образовательных организациях.
Ключевые слова: PARENTHOOD
STUDENT YOUTH
PARENTAL STRESS
INTENSIVE PARENTING
STRESSFUL PARENTAL ROLE
IDEAS ABOUT PARENTHOOD
REPRODUCTIVE PLANS
CHILDBEARING ORIENTATION
РОДИТЕЛЬСТВО
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС
ИНТЕНСИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
СТРЕССОГЕННОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСТВЕ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПЛАНЫ
ОРИЕНТАЦИЯ НА ДЕТОРОЖДЕНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-153-182
Сведения о поддержке: The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation № 22-28-00678 (https://rscf.ru/en/project/22-28-00678/).
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22- 28-00678 (https://rscf.ru/project/22-28-00678).
Источники: Образование и наука. 2023. № 10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_10_007.pdf699,24 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.