Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44059
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorМерзлякова, С. В.ru
dc.contributor.authorКаюмова, Е. П.ru
dc.contributor.authorMerzlyakova, S. V.en
dc.contributor.authorKayumova, E. P.en
dc.date.accessioned2024-04-10T11:53:20Z-
dc.date.available2024-04-10T11:53:20Z-
dc.date.issued2024-03-
dc.identifier.citationМерзлякова, С. В. Семейная адаптация как предиктор семейного самоопределения студентов цифрового поколения / С. В. Мерзлякова, Е. П. Каюмова // Образование и наука. — 2024. — № 3. — С. 123–148. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3-123-148.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44059-
dc.description.abstractIntroduction. An accessible and contradictory Internet space creates threats and risks to traditional family values, contributes to the emergence of intergenerational problems, the formation of distortions in the marriage and family conception of young people in the context of digital socialisation. The relevance of the research problem associated with understanding the reasons for family self-determination is intensified by the fact that modern students are focused on career growth, status work, personal development, achievement of material prosperity, mobility, and the associated decrease in the importance of family and marriage institution, childbearing. Aim. The aim of the study is to detect the features of students’ family self-determination depending on the level of family adaptation (rigid, structured, flexible and chaotic) in the context of interaction of traditional and digital socialisation. Methodology and research methods. The theoretical and methodological basis of the study is the cultural-historical theory of cognitive development by L. S. Vygotsky; the ecological systems theory by U. Bronfenbrenner, supplemented by the techno-subsystem of G. Johnson, K. Puplampu; socio-cognitive concept of digital socialisation by G. U. Soldatova, A. E. Voiskounsky; “circumplex model” by D. H. Olson. The study involved 312 students aged between 17 and 25, born after 1995 and belonging to digital generation. To achieve the goal, the following methods were used: theoretical analysis, psychodiagnostic method and mathematical-statistical methods of data processing. Results. The present study demonstrated that the nature of the role structure of parental family (adaptation) is a meso-level factor, which determines the process of family self-determination of digital generation students. It has been established that the chaotic type of family adaptation prevails in parental families, in which students form the value of the parental family, the importance of mother and father, an emotionally positive attitude towards their own family and the ability to manage their lives. At the same time, there are also negative trends, which are manifested in the fact that students form excessive demands on a marriage partner in the household sphere, and the availability of an active life decreases. Students with a rigid level of adaptation differ from their peers in the lower significance of the role “As a son/daughter”, the values of marriage and family relations, life-meaning orientations, and self-doubt. Students with a structural level of family adaptation are characterised by a less positive attitude towards themselves and their father compared to other respondents. A flexible level of family adaptation is optimal and contributes to the development of the importance of filial or affiliated roles, purposefulness, meaningfulness of life, an emotionally positive attitude to the headship and responsibility in the family, self-confidence, internal locus of control. Scientific novelty of the research lies in the establishment of the connection between family adaptation and the content characteristics of students’ family self-determination under the conditions of interaction of traditional and digital socialisation. Practical significance. The applied aspect of the investigated problem of students’ family self-determination depending on the level of family adaptation can be implemented within the activities of psychological services of the university in providing assistance in the field of premarital and family counselling to resolve intergenerational problems, prevent the emergence of dysfunctional marriage in the future.en
dc.description.abstractВведение. Доступное и противоречивое интернет-пространство создает угрозы и риски традиционным семейным ценностям, способствует возникновению межпоколенческих проблем, формированию искажений в брачно-семейных представлениях молодежи в условиях цифровой социализации. Актуальность исследования проблемы детерминации семейного самоопределения усиливается тем, что современные студенты ориентированы на карьерный рост, статусную работу, личное развитие, достижение материального достатка, мобильность, и связанного с этим снижением значимости института семьи и брака, деторождения. Цель исследования – выявить особенности семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации (ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный) в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского; концепция экологических систем U. Bronfenbrenner, дополненная техносистемой G. Johnson, K. Puplampu; социально-когнитивная концепция цифровой социализации Г.У. Солдатовой, А. Е. Войскунского; «циркулярная модель» D.H. Olson, D.H. Sprenkle, C.S. Russell. В исследовании приняли участие 312 студентов в возрасте от 17 до 25 лет, родившиеся после 1995 года и относящиеся к цифровому поколению. Для достижения поставленной цели использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и математико-статистические методы обработки данных. Результаты. Проведенное исследование показало, что характер ролевой структуры родительской семьи (адаптация) является фактором мезоуровня, детерминирующим процесс семейного самоопределения студентов цифрового поколения. Установлено, что в родительских семьях преобладает хаотический тип семейной адаптации, при котором у студентов формируются ценность родительской семьи, значимость мамы и отца, эмоционально-положительное отношение к собственной семье, способность управлять своей жизнью. При этом наблюдаются также и негативные тенденции, которые проявляются в том, что у студентов формируются завышенные требования к брачному партнеру в хозяйственно-бытовой сфере, снижается доступность активной деятельной жизни. Студенты с ригидным уровнем адаптации отличаются от своих сверстников более низкой значимостью роли Я – сын/дочь, ценностей брачно-семейных отношений, смысло-жизненных ориентаций, неуверенностью в себе. Для студентов со структурным уровнем семейной адаптации характерно менее положительное отношение к себе и отцу по сравнению с другими респондентами. Гибкий уровень семейной адаптации является оптимальным и способствует развитию важности сыновней или дочерней роли, целеустремленности, осмысленности жизни, эмоционально-положительного отношения к главенству и ответственности в семье, уверенности в себе, внутреннего локуса контроля. Научная новизна исследования заключается в установлении связи семейной адаптации и содержательных характеристик семейного самоопределения у студентов в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации. Практическая значимость. Прикладной аспект исследуемой проблемы семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации может быть реализован в рамках деятельности психологической службы вуза при оказании помощи в области добрачного и семейного консультирования для разрешения межпоколенческих проблем, предотвращения возникновения дисфункционального брака в будущем.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2024. № 3ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.subjectFAMILY SELF-DETERMINATIONen
dc.subjectFAMILY ADAPTATIONen
dc.subjectDIGITAL SOCIALISATIONen
dc.subjectDIGITAL GENERATION STUDENTSen
dc.subjectСЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕru
dc.subjectСЕМЕЙНАЯ АДАПТАЦИЯru
dc.subjectЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯru
dc.subjectСТУДЕНТЫ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯru
dc.titleСемейная адаптация как предиктор семейного самоопределения студентов цифрового поколенияru
dc.title.alternativeFamily adaptation as a predictor of family self-determination of digital generation studentsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage123-
local.description.lastpage148-
local.issue3-
local.volume26-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-3-123-148-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_03_006.pdf573,46 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.