Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44060
Название: Интеллектуальный голосовой помощник как пример реализации методологии инклюзивного дизайна
Другие названия: Intelligent voice assistant as an example of inclusive design methodology implementation
Автор: Захаров, А. А.
Захарова, И. Г.
Шабалин, А. М.
Ханбеков, Ш. И.
Джалилзода, Д. Б.
Zakharov, A. A.
Zakharova, I. G.
Shabalin, A. M.
Khanbekov, Sh. I.
Dzhalilzoda, D. B.
Дата публикации: 2024-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Интеллектуальный голосовой помощник как пример реализации методологии инклюзивного дизайна / А. А. Захаров, И. Г. Захарова, А. М. Шабалин, Ш. И. Ханбеков, Д. Б. Джалилзода // Образование и наука. — 2024. — № 3. — С. 149–175. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3-149-175.
Аннотация: Introduction. The development of artificial intelligence methods and technologies aimed at speech recognition contributes to the creation of specialised programmes – namely voice assistants – which are capable of conducting a dialogue in natural language. Such services are of particular relevance in inclusive education in order to support students with visual impairments. The research problem lies in the individualised support of students’ independent work based on a voice assistant and is determined by the contradiction between the widespread use of various question-answer systems in business and everyday life (including those with a voice interface), on the one hand, and insufficient knowledge their didactic possibilities, on the other hand. Aim. The present research aims to investigate and practically implement the methodology of inclusive design of digital educational resources on the example of creating an intelligent voice assistant for students’ independent work in the course “Computer Networks”. Methodology and research methods. The current research is based on the methodology of inclusive design in combination with an ontological approach in relation to the creation of digital educational resources, speech recognition methods, methods for designing intelligent systems and knowledge bases, methods and technologies for designing and implementing automated learning systems with feedback. To recognise questions, search for answers, and support dialogues carried out by a voice assistant, the authors applied natural language text analysis methods and classification models created using machine learning methods. Results. The authors have developed and substantiated the requirements that a digital educational resource must meet in accordance with the principles of inclusive design, linking an ontological approach to content development, automatic individualised support for students, and monitoring the achievement of educational results. According to the formulated requirements, the authors have developed an interactive computer service – an intelligent voice assistant that provides support for students’ independent work when performing practical tasks, using the “Computer Networks” course as an example. The service supports voice input and subsequent interpretation of questions, search for answers in the knowledge base with voice output of the result, and implements the execution of operations according to certain rules. Scientific novelty. The authors have clarified the content of the concept of “inclusive design” in the context of digital educational resources, when the key feature is the focus on continuous improvement of the didactic capabilities of a particular product. The authors have shown that this can be achieved through a conceptually based content structure and initially provided feedback. This approach has proven to be effective in designing an intelligent voice assistant to answer student questions and to automatically perform operations on a computer. Practical significance. The use of a voice assistant by students of the Institute of Mathematics and Computer Science of the University of Tyumen in the process of studying the course “Computer Networks” demonstrated the relevance of developing similar question-answering systems to accompany the independent work of students, including those with visual impairments in online and blended learning. The developed service is universal and can be used with any knowledge base that provides answers to students’ questions.
Введение. Развитие методов и технологий искусственного интеллекта, направленных на распознавание речи, способствует созданию специализированных программ – голосовых помощников, способных вести диалог на естественном языке. Особую актуальность такие сервисы имеют в инклюзивном образовании – для поддержки студентов с ограниченными возможностями по зрению. Исследование посвящено проблеме индивидуализированного сопровождения самостоятельной работы студентов на основе голосового помощника, обусловленной противоречием между широким распространением в бизнес-сфере и быту разнообразных вопросно-ответных систем (в том числе и с голосовым интерфейсом), с одной стороны, и недостаточной изученностью их дидактических возможностей, с другой стороны. Цель статьи – исследование и практическая реализация методологии инклюзивного дизайна цифровых образовательных ресурсов на примере создания интеллектуального голосового помощника для самостоятельной работы студентов по курсу «Компьютерные сети». Методология, методы и методики. Исследование опирается на методологию инклюзивного дизайна в сочетании с онтологическим подходом применительно к созданию цифровых образовательных ресурсов, методы распознавания речи, методы проектирования интеллектуальных систем и баз знаний, методы и технологии проектирования и реализации автоматизированных обучающих систем с обратной связью. Для распознавания вопросов, поиска ответов и поддержки диалогов, осуществляемых голосовым помощником, применялись методы анализа текстов на естественном языке и модели классификации, созданные с помощью методов машинного обучения. Результаты. Были разработаны и обоснованы требования, которым должен удовлетворять цифровой образовательный ресурс в соответствии с принципами инклюзивного дизайна, связывающие онтологический подход к разработке контента, автоматическое индивидуализированное сопровождение обучающихся и мониторинг достижения образовательных результатов. В соответствии с сформулированными требованиями разработан интерактивный компьютерный сервис – интеллектуальный голосовой помощник, обеспечивающий сопровождение самостоятельной работы студентов при выполнении практических заданий, на примере курса «Компьютерные сети». Сервис поддерживает голосовой ввод и последующую интерпретацию вопросов, поиск ответов в базе знаний с голосовым выводом результата, а также реализует выполнение операций по определенным правилам. Научная новизна. Уточнено содержание понятия «инклюзивный дизайн» в контексте цифровых образовательных ресурсов, когда в качестве ключевой особенности выступает нацеленность на постоянное совершенствование дидактических возможностей конкретного продукта. Показано, что этого можно достичь благодаря концептуально обоснованной структуре контента и изначально предусмотренной обратной связи. Этот подход подтвердил свою результативность при проектировании интеллектуального голосового помощника, предназначенного для ответов на вопросы студентов и для автоматического выполнения операций на компьютере. Практическая значимость. Использование голосового помощника студентами Института математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета в процессе изучения дисциплины «Компьютерные сети» показало актуальность разработки аналогичных вопросно-ответных систем для сопровождения самостоятельной работы студентов, в том числе с ограниченными возможностями по зрению, в условиях онлайн и смешанного обучения. Разработанный сервис носит универсальный характер и может использоваться с любыми базами знаний, обеспечивающими ответы на вопросы студентов.
Ключевые слова: INCLUSIVE DESIGN
DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE
VOICE ASSISTANT
VISUALLY IMPAIRED STUDENTS
QUESTION-ANSWERING SYSTEM
ONTOLOGY
DATA INTERPRETATION
ARTIFICIAL INTELLIGENCE
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ДИЗАЙН
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
ГОЛОСОВОЙ ПОМОЩНИК
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗРЕНИЮ
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ СИСТЕМА
ОНТОЛОГИЯ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2024-3-149-175
Источники: Образование и наука. 2024. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_03_007.pdf577,98 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.