Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44063
Название: Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания
Другие названия: Influence of academic-professional hardiness on the subjective well-being of students in socionomic professions: The role of coping styles
Автор: Кисляков, П. А.
Шмелева, Е. А.
Меерсон, А.-Л. С.
Фан, Ч. К.
Kislyakov, P. A.
Shmeleva, E. A.
Meyerson, I.-L. S.
Phan, T. K.
Дата публикации: 2023-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, А.-Л. С. Меерсон, Ч. К. Фан // Образование и наука. — 2023. — № 9. — С. 118–155. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-118-155.
Аннотация: Introduction. Professions such as doctors, teachers, psychologists, and social workers entail a certain risk to the psychological well-being of both professionals and students due to their educational and professional activities. Aim. The present study aims to explore the factors, which contribute to the development of resilience skills in students of socionomic professions, and which could ensure their psychological well-being in relation to their future professional activities. Methodology and research methods. The theoretical foundations of resilience theory by S. Maddi, D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova and others served as subject-scientific guidelines, as well as the approaches of positive psychology to studying subjective well-being of individuals (K. Rogers, M. Seligman). Psychodiagnostic methods such as “Academical-Professional Hardiness”, “Subjective Well-Being Scale”, and “Coping with Stress Questionnaire” (COPE) were employed. The collected data were processed using descriptive statistics, correlation analysis, regression analysis, and confirmatory factor analysis. Research participants. The sample consisted of students majoring in pedagogy, psychology, medicine, and social sciences. The total number of participants was 282, ranging in age from 18 to 20 years old. Results and scientific novelty. The results allow refining knowledge about the characteristics of psychological factors, which contribute to the subjective well-being of students in helping professions. It has been found that the main predictors of subjective well-being among students in socionomic fields of study are academic and professional hardiness, as well as constructive coping styles in dealing with difficulties. Additionally, differentiation in the choice of dominant constructive coping strategies has been observed among students from different academic fields. Practical significance. The obtained results allow refining the understanding of educational and professional resilience as a predictor of students’ psychological well-being in helping professions through productive coping styles, as well as outlining approaches to developing and implementing programmes for enhancing academic and professional hardiness among students in socionomic fields of education (such as pedagogy and education, psychology, social work, medicine). The theoretical and empirical findings of this research can be useful in designing lessons on psychological disciplines.
Введение. Профессии врача, учителя, психолога, социального работника обладают определенным риском для сохранения психологического благополучия как специалистов, так и студентов социономического профиля подготовки в связи с их учебно-профессиональной деятельностью. Цель исследования состоит в изучении факторов, способствующих формированию жизнестойких навыков студентов социономических направлений подготовки и способных обеспечить их психологическое благополучие в связи с будущей профессиональной деятельностью. Методология и методики исследования. В качестве предметно-научных ориентиров выступили положения теории жизнестойкости С. Мадди, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др., а также подходы позитивной психологии к изучению субъективного благополучия личности (К. Роджерс, М. Селигман). Применялись психодиагностические методики «Учебно-профессиональная жизнестойкость», «Шкала субъективного благополучие», «Опросник совладания со стрессом» (COPE). Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, корреляционного, регрессионного и конфирматорного факторного анализа. Участники исследования. Выборка представлена студентами педагогического, психологического, медицинского и социального направлений подготовки. Общее количество испытуемых – 282 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Результаты и научная новизна. Результаты позволяют уточнить знания об особенностях психологических факторов, с помощью которых обеспечивается субъективное благополучие студентов помогающих профессий. Выявлено, что основными предикторами субъективного благополучия студентов социономического профиля подготовки стали учебно-профессиональная жизнестойкость и конструктивные стили совладания с трудностями, которыми она достигается. При этом обнаружена дифференциация в выборе доминирующих конструктивных копингов у студентов разных профилей подготовки. Gрактическая значимость. Полученные результаты позволяют уточнить понимание учебно-профессиональной жизнестойкости как предиктора психологического благополучия студентов помогающих профессий посредством продуктивных стилей совладания и наметить подходы к разработке и реализации программ развития учебно-профессиональной жизнестойкости студентов социономического профиля подготовки (педагогики и образования, психологии, социальной работы, медицины). Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке занятий по психологическим дисциплинам.
Ключевые слова: SUBJECTIVE WELL-BEING
ACADEMIC-PROFESSIONAL HARDINESS
COPING STYLES
STUDENTS
HELPING PROFESSIONS
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
СТИЛИ СОВЛАДАНИЯ
СТУДЕНТЫ
ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-118-155
Сведения о поддержке: The research was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-18-00678 (https://rscf.ru/project/22-18-00678), Ivanovo State University
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22- 18-00678 (https://rscf.ru/project/22-18-00678), Ивановский государственный университет.
Источники: Образование и наука. 2023. № 9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_09_005.pdf1,06 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.