Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44065
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorШаброва, Н. В.ru
dc.contributor.authorАмбарова, П. А.ru
dc.contributor.authorShabrova, N. V.en
dc.contributor.authorAmbarova, P. A.en
dc.date.accessioned2024-04-10T11:53:21Z-
dc.date.available2024-04-10T11:53:21Z-
dc.date.issued2023-11-
dc.identifier.citationШаброва, Н. В. Публикационная активность студентов российских вузов / Н. В. Шаброва, П. А. Амбарова // Образование и наука. — 2023. — № 9. — С. 171–196. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44065-
dc.description.abstractIntroduction. An investigation of student publication activity is an important element of the study of their research culture. The authors’ attention is focused on student publications in highly ranked journals reflecting the involvement of students in “adult” university science and making a serious contribution to it. A research on student publication activity is attracting considerable interest due to its significance for university scientific and educational practices, whereas this issue is not closely examined in theoretical and empirical terms. Aim. The present paper aims to consider the features of the publication activity of students of Russian universities in the segment of highly ranked journals. It is revealed by solving the following research issues: evaluation of students’ attitude to publication activity; characterisation of quantitative indicators of students’ publication activity in highly ranked journals; identification of the specifics of students’ publication activity depending on belonging to different fields of scientific knowledge, level of training and other indicators. Methodology and research methods. The article presents the results of an empirical study conducted in 2023 using the methods of an online survey of students of Russian universities localised in all federal districts (n = 3032 people), as well as applying content analysis of highly rated journals (indexed in RSCI, WoS, Scopus). The results and conclusions of the authors’ research are compared with Russian and foreign studies on similar topics. Results. The main results of the study are the characteristics of the place of publication activity in the general structure of students’ research activities. Despite the fact that the preparation of articles is one of the most popular forms of research, it is shown that a small number of students are involved in youth science on a permanent basis. It is concluded that the authors of publications in highly ranked journals represent a special group of students, distinguished by cognitive and motivational readiness for such activities. The article presents the features of the publication activity of a selected group of students: gender asymmetry (predominance of female students among authors); multiple authorship; an increase in the degree of publication activity from junior to senior courses, from bachelor’s degree (specialty) to master’s degree. The question of the ethical side of student publications is discussed. It is justified as a promising area of research. Various factors of success of student publications in the segment of highly ranked journals are discussed. The factors are as follows: involvement in research practices on a regular basis, the presence of a scientific mentor. In conclusion, the possibilities of using various theoretical frameworks for interpreting the publication activity of students are considered. Scientific novelty of the research consists in the introduction into scientific circulation of new empirical data representing the all-Russian situation with the publication activity of students of the first two levels of education (bachelor’s/specialist’s and master’s degree), as well as their interpretation in a comparative perspective with foreign studies. Practical significance of the article is the possibility of using the results and conclusions of the current study in the development of university programmes for involving students in research and scientific mentoring.en
dc.description.abstractВведение. Исследование публикационной активности студентов выступает важным элементом изучения их научно-исследовательской культуры. Внимание авторов сосредоточено на студенческих публикациях в отечественных высокорейтинговых журналах, отражающих включенность обучающихся во «взрослую» вузовскую науку и вносящих в нее серьезный вклад. Актуальность изучения проблемы обусловлена ее неразработанностью как в теоретическом, так и в эмпирическом плане и одновременно значимостью для университетских научно-воспитательных практик. Цель статьи – рассмотрение особенностей публикационной активности студентов российских вузов в сегменте высокорейтинговых журналов – раскрывается посредством решением исследовательских вопросов: через изучение вовлеченности студентов в публикационную деятельность; характеристику количественных показателей публикационной активности студентов в высокорейтинговых изданиях; выявление специфики публикационной активности студентов в зависимости от принадлежности к разным областям научного знания, уровня подготовки и иных показателей. Методология, методы и методики. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2023 г. с помощью методов онлайн-опроса студентов российских вузов, локализованных во всех федеральных округах (n = 3032 чел.), а также контент-анализа российских высокорейтинговых журналов (индексируемых в RSCI, WoS, Scopus). Результаты и выводы авторского исследования сопоставлены с отечественными и зарубежными исследованиями по схожей тематике. Результаты. Основными результатами исследования является характеристика места публикационной активности в общей структуре научно-исследовательской деятельности студентов. Показано, что, несмотря на то что подготовка статей – одна из самых популярных форм НИРС, небольшое число студентов вовлечено в молодежную науку на постоянной основе. Сделан вывод о том, что авторы публикаций в высокорейтинговых изданиях, представляют собой особую группу студенчества, отличающуюся когнитивной и мотивационной готовностью к подобной деятельности. В качестве результата в статье представлены такие особенности публикационной активности выделенной группы студентов, как гендерная асимметрия (преобладание среди авторов студенток), множественное авторство (большое количество авторов совместно написанной статьи), нарастание степени публикационной активности от младших курсов к старшим, от бакалавриата (специалитета) к магистратуре. Дискутируется вопрос об этической стороне студенческих публикаций. Он обосновывается как перспективное направление исследований. Обсуждаются различные факторы успешности студенческих публикаций в сегменте высокорейтинговых журналов. Среди них – включенность в практики НИР на регулярной основе, наличие научного наставника. В заключении рассматриваются возможности использования различных теоретических рамок для интерпретации публикационной активности студентов. Научная новизна исследования состоит во введении в научных оборот новых эмпирических данных, репрезентирующих общероссийскую ситуацию с публикационной активностью студентов первых двух ступеней образования (бакалавриата/специалитета и магистратуры), а также их интерпретации в сравнительной перспективе с зарубежными исследованиями. Практическое значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ вовлечения студентов в НИР и научного наставничества.ru
dc.description.sponsorshipThe research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 23-28-01291. https://rscf.ru/project/23-28-01291/.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 23-28-01291. https://rscf.ru/project/23-28-01291/ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relationinfo:eu-repo/grantAgreement/RSF//23-28-01291-
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2023. № 9ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.subjectPUBLICATION ACTIVITY OF STUDENTSen
dc.subjectHIGHLY RANKED JOURNALSen
dc.subjectRESEARCH WORK OF STUDENTSen
dc.subjectSCIENTIFIC MENTORINGen
dc.subjectПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВru
dc.subjectВЫСОКОРЕЙТИНГОВЫЕ ЖУРНАЛЫru
dc.subjectНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВru
dc.subjectНАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВОru
dc.titleПубликационная активность студентов российских вузовru
dc.title.alternativePublication activity of Russian university studentsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage171-
local.description.lastpage196-
local.issue9-
local.volume25-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2023-9-171-196-
local.fund.rsf23-28-01291-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_09_007.pdf466,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.