Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9577
Название: Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды
Другие названия: Optimization model of subjectivity formation in educational environment
Автор: Vorobyeva, I. V.
Kruzhkova, O. V.
Воробьева, И. В.
Кружкова, О. В.
Дата публикации: 2012-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Воробьева, И. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Образование и наука. — 2012. — № 3. — С. 35-45.
Аннотация: The paper is devoted to the issues of the subjectivity formation in the educational environment, as well as the application of the relative psycho-technologies of facilitation and optimization of the process. The correlation between the notions of personality and subject is considered, though their scientific and semantic distinctions still remain obscure. In the framework of the competence approach, based on the concepts of accepted in education and psychology functional paradigm, the above terms are widely spread. Therefore, finding out the specifics of their genesis is both relevant and up-to-date. The authors conclude that the personality and subject are not equivalents, the same as the personality growth is not equivalent to the subjectivity formation. By means of theoretical analyses of the domestic approaches to the phenomena of subject and subjectivity, the four-stage process of the subject-genesis in the educational environment has been modeled. At every stage of subjectivity formation in the particular conditions, it is necessary to use psycho-technologies relating to the actual targets of subject-genesis, which makes it possible to optimize the educational process in the context of the competence approach. The level-based description of the given process is proposed along with the model of its optimization in implementing the target psycho-technologies. The model can be applied both as a methodology basis for the complex development and optimization of psycho-pedagogical facilitation of the subjectivity formation, and as a theoretical basis for the educational strategy development and correction in a particular educational establishment 
Статья посвящена проблемам протекания процесса становления субъектов в условиях образовательной среды, а также вопросам использования соответствующих психотехнологий сопровождения и оптимизации. Показано соотношение понятий «личность» и «субъект», научно-семантическая граница между которыми пока остается достаточно размытой. В последнее время в рамках компетентностного подхода, базирующегося на положениях общепризнанной в образовании и психологии деятельностной парадигмы, происходит параллельное и весьма активное оперирование этими терминами. Поэтому выяснение специфики их генезиса является весьма своевременным и важным. Авторами сделан вывод, что субъект не тождественен личности, равно как становление субъектности не тождествено процессу личностного развития. Посредством теоретического анализа отечественных подходов к рассмотрению феноменов субъекта и субъектности смоделированы четыре стадии процесса субъектогенеза в образовательном пространстве. На каждом этапе становления субъекта в определенных условиях необходимо использовать психотехнологии, соответствующие актуальным задачам субъектогенеза, что позволит оптимизировать процесс образования в контексте компетентностного подхода. Предложено уровневое описание названного процесса и модель его оптимизации в ходе применения адресных психотехнологий. Модель может использоваться как методологическое основание для комплексного построения и оптимизации психолого-педагогического сопровождения становления субъектов образовательной среды в условиях ее функционирования и как теоретическая основа для формирования и коррекции стратегии воспитательной работы конкретного учебного заведения
Ключевые слова: EDUCATIONAL ENVIRONMENT
SUBJECTIVITY
PERSONALITY GROWTH
SUBJECT-GENESIS
PSYCHO-TECHNOLOGIES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OPTIMIZATION
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
СУБЪЕКТНОСТЬ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА
ПСИХОТЕХОНЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука № 3 (2012)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2012_3_92_04.pdf231,82 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.