Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9614
Название: Универсальность человека как культурно-исторического существа
Другие названия: Universality of man as a cultural and historical human being
Автор: Gontcharov, S. Z.
Гончаров, С. З.
Дата публикации: 2012-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Гончаров, С. З. Универсальность человека как культурно-исторического существа / С. З. Гончаров // Образование и наука. — 2012. — № 5. — С. 142-160.
Аннотация: On the grounds of theoretical synthesis, the paper reveals the phenomenon of human being in its creative dimension. The present research is aimed at exploring the prospective opportunities for academic processes. The basics of universal essence of man as a cultural historic being with unlimited potential of self-development are defined; the man being mirrored by the basic philosophic concepts: naturalistic, orthodox-oriented, bio-social or bio-socio-cultural. There are two opposing views on human nature: the anthropological essentialism holding that individuality is predetermined by essence; and the anthropological existentialism claiming the opposite – human existence precedes the essentiality, the latter being constituted by the acts of choice, self-development and self-responsibility for personal choice and projecting. In the first case, the subjective side of human existence is ignored, while in the second – the objective socially conditioned side is left behind. Both theories are antihistorical as it is the history that conditions the essence of man according to the ancestral determination, the latter being modified by way of human activity and communication in a particular historical period. The components of human universal essence are defined as follows: possession of organic body, social heritage, free will, self-activity, creativity, social and rational human nature, absence of antagonistic programs of social behavior. According to the author, for the adequate realization of human universality, it is necessary to move from the profit oriented speculative market economy to the creative one oriented on social effectiveness, quality of life and reproduction of wholesome individuals. The research output can be used for devising the methodology of philosophic and pedagogic anthropology, as well as pedagogic practices of teaching philosophy and pedagogic theory in higher school 
В статье на основе теоретического обобщения раскрывается феномен человека в креативном измерении. Данное исследование предпринято с целью определения перспективных возможностей для процессов образования. Определены основы универсальной сущности человека как культурно-исторического существа, обладающего бесконечными возможностями саморазвития. Человек представлен в «зеркале» основных философских концепций: натуралистической, православно-ориентированной и «био-социальной», или «био-социо-культурной». В понимании природы человека отмечаются две крайности – антропологический эссенциализм, утверждающий, что сущность предзадана отдельному индивиду, и антропологический экзистенциализм, провозглашающий обратное: существование человека предшествует его сущности, которая конституируется в актах выбора, самопроектирования и самоответствености за выбор и проект. Если в первом случае игнорируется субъективная сторона бытия человека, то во втором – объективная, социально обусловленная. Обе группы этих теорий антиисторичны, так как история, конечно, сформировала сущность человека в ее родовой определенности, но эта определенность модифицируется в актах деятельности и общения в тот или иной исторический период. Выделены слагаемые универсальной сущности человека: наличие у него неорганического тела, социальная наследственность, отсутствие врожденных программ социального поведения, свобода воли, самодеятельность, творчество, общественная природа и его разум. Автор считает, что, для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход экономики от спекулятивно-рыночной, ориентированной на прибыль, к креативной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни и воспроизводство целостных индивидов. Результаты анализа могут быть применены в разработке методологии философской и педагогической видов антропологии, а также в практике преподавания в высших учебных заведениях философии и теории педагогики
Ключевые слова: MAN
PHILOSOPHICAL INTERPRETATION OF HUMAN ESSENCE
NON-ORGANIC HUMAN BODY
BASICS OF UNIVERSAL HUMAN ESSENCE
ЧЕЛОВЕК
ФИЛОСОФСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
НЕОРГАНИЧЕСКОЕ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Источники: Образование и наука. 2012. №5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2012_5_94_12.pdf275,12 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.